Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами празднуем Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Собственно, само обретение и воздвижение Креста Господня произошло весной, но Церковь установила праздновать его 14 сентября по старому стилю, потому что накануне этого дня, 13 сентября 335 года, состоялось торжественное освящение храма Воскресения Христова в Иерусалиме, в котором находится и Гроб Господень, и Голгофа. Святая равноапостольная царица Елена в 326 году по поручению своего сына, императора Константина, ставшего к тому времени единодержавным правителем всей Римской империи, поехала в Иерусалим, чтобы найти там величайшую святыню Христианства — Крест Христов. К тому времени царем Константином уже был издан эдикт о веротерпимости, по которому Христианская религия была объявлена законной. В богоборческий и богопротивный век царь Константин дал людям свет Христовой веры и устранил для христиан все заборы и преграды, поставленные язычеством. Крест Христов — это самый главный свидетель искупительного подвига нашего Спасителя, подтверждение Истины. На торжество обретения и Воздвижения Честнаго Креста собралось множество народа, десятки тысяч человек, и не все имели возможность приложиться к нему. Поэтому патриарх Иерусалимский Макарий, а вместе с ним другие архиереи и священники воздвигали Крест — поднимали его высоко над толпой и осеняли им молящихся, чтобы люди могли хоть издали поклониться Кресту. А ликующий народ все это время, стоя на коленях, восклицал: «Господи, помилуй» — так же, как и мы с вами во время богослужебного чина Воздвижения. Некоторое время — около 300 лет — Крест пребывал в Иерусалимском храме, но в начале VII века во время войны греков с персами персидский царь Хозрой разграбил Иерусалим и увез в Персию множество святынь, среди которых был и Животворящий Крест Господень. Позднее греческому царю Ираклию удалось разбить персов и вернуть святыню. Император пожелал сам отнести Крест в храм Воскресения Христова, но когда это торжественное шествие достигло ворот, ведущих на Лобное место, царь был остановлен невидимой силой и не мог двигаться дальше. Тогда шедший с ним рядом Иерусалимский патриарх Захария сказал императору: «Ваше Величество! Оденьтесь в такую одежду, в которой был распят на Кресте Христос, — в рубище». И тогда царь Ираклий снял с себя царский венец и порфиру, надел бедную одежду и босой пошел вперед, так он и зашел с Крестом Господним в Иерусалимский храм. Крест Христов до нашего времени целиком не сохранился — его разобрали по частичкам во все концы мира, они хранятся в мощевиках и ковчегах, как величайшая святыня. Почему Спаситель был казнен именно через распятие на Кресте? Ведь у римлян были разные виды казни, например, святой Иоанн Предтеча, святой апостол Павел и многие другие были усекнуты мечом. Это было сделано промыслительно. Верхняя часть Креста прообразует Святую Троицу. На изображении Креста мы видим, что Господь простирает руки по обе его стороны, как бы раскрывая объятия, и тем самым привлекает к Себе весь род человеческий. Военнопленные, когда сдаются своему противнику, поднимают руки вверх, показывая, что они прекращают сражение и уже не действуют как воины: не применяют оружие, не стреляют, а покоряются победителю. Так и Христос, распростерший руки на Кресте, показал этим Свое Божественное смирение и покорность Богу Отцу: «Отче, обаче не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22; 42). Каждый человек, уверовав во Христа, прекращает действовать по своей греховной воле, распиная ее и тем самым покоряясь Промыслу Божию. Человек как бы сораспинается Христу, пригвождая руки на кресте, потому что руками мы выполняем нашу волю по команде нашего сердца и разума, руки наши являются исполнителями нашей воли, ногами мы только ходим, а вот руками делаем и доброе, и злое, они являются нашими служанками. Так вот, надо всегда говорить: «Да будет не моя, а Твоя воля, Господи» — это обозначает, что человек, уверовавший во Христа, должен подклонить свою выю под иго Христово. Об этом мы читаем в Евангелии и ежедневно поем в Заповедях Блаженства на Литургии. Господня воля — это не диктаторство, как толкуют неверующие, человек не подневолен, ему дано право выбора, и верующие добровольно подчиняют себя Христу. «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Мф. 28; 18) — после спасительного искупительного подвига Христова на землю сошла благодать, и силой Своей жертвенной любви Господь заставил нас Его любить и через любовь уверовать в Него. Он ради нас пострадал на Кресте — кто из нас с вами сейчас на такое способен? Да мы боимся за кого-то заступиться, правду сказать или подтвердить чью-то справедливость на суде. Некоторые — и того хуже: когда их подкупят, прячутся и отводят глаза в сторону, не знают, куда себя деть от стыда, и все равно не признаются. А другие живут по принципу, абы чего не вышло: «Моя хата с краю, я ничего не знаю». Вот такие мы христиане, тем более кто из нас способен положить душу за други своя? Прошла пора мучеников! Это в древности были великие исповедники Христианства, средневековье на Руси славилось подвижниками благочестия, в начале XX века в России миллионами умирали за веру наши отцы и деды, пострадавшие в советское время от рук революционеров-иноплеменников, а сейчас таких страстотерпцев единицы. Так вот, Господь покорил весь мир, сделал нас подвластными себе через страдания, через Распятие на Кресте. Мало того, что Бог сотворил каждого из нас человеком — венцом творения, Он Своею смертью вернул нас из погибели и, кроме этого, хоть мы продолжаем грешить и после принятия крещения, Он даровал нам еще одно средство для спасения — покаяние! Видите, какой Милосердный Господь и какой мерзкий и неблагодарный человек, и это мы имеем в виду не какого-то язычника или индуиста, а говорим в первую очередь о нас, православных христианах. Не хотим терпеливо нести свой крест, а ведь кому больше дано, с того больше и спросится. Вот, например, лет 20 назад были знаменитые тяжелоатлеты, мы смотрели их выступления, аплодировали, сидя в спортзалах, и никому и в голову не приходило сказать: «Какой бедненький штангист Жаботинский, что же он делает, такие тяжести — по 250 кг — поднимает!» А наоборот, мы радовались за них, когда они побеждали и получали награды. Так вот и нам Господь дает: кто богатырь духовный, тому и крест потяжелее, жизнь посложнее, чтобы, преодолевая трудности, человек зарабатывал себе на-граду небесную. Есть виды спорта, где спортсмены выступают в разных весовых категориях, так и у христиан — у кого больше весовая категория, т.е. более сильный дух, крепкая воля, тому Господь и крест потяжелее дает. Но многие из нас живут, как говорится, вхолостую: имея дары Духа Святаго, данные нам при крещении, мы палец о палец не ударяем ради своего спасения. Не рыдай и не хныкай, человек, благодари Бога, если Он сподобил тебя нести тяжелый жизненный крест, ведь какой венец ты за него получишь в Царствии Небесном, будешь носить его на голове и радоваться, забыв все временные беды и скорби. Крест — это путь и смысл нашей жизни, это тяжелый труд, чтобы заработать райское блаженство. Мимо Голгофы на небо не пройдешь: «Аз есмь Путь, и Истина, и Живот» (Ин. 14; 6), — сказал Господь. Вот этим путем нам всем надо идти. Но мы вместо благодарности Богу ропщем и унываем: только у нас что-то заболело — сразу бежим по всем врачам. А святые терпели и молчали. Вот, например, в домонгольский период — золотое время Христианства на Руси — в Киево-Печерской Лавре жил преподобный Пимен Много-болезненный. Он всю жизнь проболел, лежа на одре, и получил от Бога дар исцелять других, но сам себе не просил исцеления. Киево-Печерская Лавра находилась тогда на вершине своего духовного расцвета: сколько там было безмездных врачей и прозорливцев, творивших чудеса, стоило только попросить — и все, тут же исцелен, но многие подвижники терпели болезни, как дар Божий, и жили по принципу — чем хуже, тем лучше. Итак, крест — это безропотное несение воли Божией. Вот что от нас требуется, причем это не деспотизм Божий, если можно так выразиться, а наше благо, это средство христианского воспитания человека, ибо, не будь креста, мы стали бы бесами, погрязнув в своей гордыне и беззакониях. Этому уже есть горький опыт. Некогда самый высший ангел — утренняя звезда денница, который был старше архангела Михаила и управлял всеми ангелами, возгордился и пал, он — творение, захотел уравняться с Богом, сесть рядом с Ним на престоле, но посрамился от своей гордости и был низвергнут с неба. И вот для того, чтобы род человеческий не повторил подобного преступления и не возгордился, Господь даровал нам крест. Это, можно сказать, наше лекарство, профилактика погибели, т.е. предупреждение болезни, закаливание организма и повышение иммунитета. Крест — это средство для удержания человека от греха, для укрепления его духа и сохранения его человеческого достоинства, это как бы узда, которую надевают на нас, как на коня, чтобы тот не забрел в воду, не понес галопом и, споткнувшись, где-нибудь не погиб, не попал в пасть к волкам-бесам. Крест — это оружие на диавола, данное нам от Господа. Мы знаем из опыта Христианской Церкви, что тот, кто не роптал, а с покорностью Богу нес свой крест, тот при жизни делался святым — еще живя на земле, он был небожителем. Крест «золотит» душу человека. А мы потому и ходим больные, окаянные, мерзкие, что без ропота у нас ничего не проходит: это мне тяжело, это не так, вот бы по-моему было, а не по-Божьему. Вот Господь и ставит человека в такие условия, чтобы он не погиб и не сделался бесом, а остался бы человеком и наследовал Царствие Божие. Аминь. Архимандрит Петр (Кучер) 27.09.1998 г. |