Преображение Господне
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. С праздником, дорогие братья и сестры! Сегодня великий двунадесятый праздник — Преображение Господне. В этот день Христос взял троих Своих учеников: Петра, Иоанна и Иакова, и возвел их с Собой на гору Фавор. Это был прообраз восхождения на небо — в Царство Небесное, где увидят Господа таким, каким Он есть во Славе Своей, а не скрытым во плоти, каким Он был пред человеками во время Своей проповеди в течение трех с половиной лет. «И преобразися пред ними, и просветися Лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет» (Мф. 17; 2), — т.е. Небо сошло на гору Фаворскую. Почему именно этих учеников удостоил Господь быть свидетелями Своей славы, взял именно их троих? Ибо эти апостолы были носителями трех главных христианских добродетелей. Узрят Христа прежде всего те, которые имеют такую веру и ревность о Славе Божией, как апостол Петр; такую любовь к Богу, которую имел Иоанн Богослов (его и называют — апостол любви); такую кротость и смирение, как у апостола Иакова, которого можно назвать апостолом смирения. Господь и взял его с Собой на гору Фавор за то, что он был настолько кроткий, незлобивый и смиренный, что был незаметен среди 12 учеников. Здесь же на горе Фавор перед апостолами, своими учениками, Господь показал Свою Божественную Славу — то, что отвергали ослепленные гордостью и злобой враги-первосвященники, фарисеи и другие князья израильского народа, которые хотели видеть Спасителя не как Бога, а как царя земного. Им не нужен был Царь Небесный в лице Иисуса Христа, пришедший спасти души, а не плоть. Они ждали другого мессию-царя, который бы освободил их от ненавистного Римского ига и покорил бы им весь мир. Но ведь это погибельно, как сказано в Евангелии: «Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою» (Мк. 8; 36). Господь пришел спасти людей, подготовить их для перехода в Царство Небесное, а не заниматься суетными житейскими делами, и когда Его просили об этом, Он отвечал: «Кто Мя постави судию или делителя над вами?» (Лк. 12; 14). Враги Христа говорили, что Он не Сын Божий, потому что нарушает соблюдение субботы, они находили разные поводы, чтобы оклеветать Его. И после трех с половиной лет Своего мессианства Спаситель был предан смерти. Так вот, когда апостолы увидели Славу преобразившегося Господа и в Его присутствии Моисея и Илию, они потеряли сознание. И это понятно, ведь если бы мы увидели Ангела, и то лишились бы чувств. Всегда, чтобы не повредился дух человеческий, чтобы мы не заболели (т.к. у каждого свои страсти и немощи), видения приходят в лег¬ком тончайшем сне, который длится секунды. Вот в этом забытьи и были апостолы, но Господь их пробудил, чтобы они стали свидетелями того, что Он является Богом, Богом Законодателем. Еще на Синайской горе Бог дал закон Моисею и научал пророков, как «пасти» израильский народ, чтобы привести его к покаянию и подготовить к приему в мир Мессии — Христа Спасителя. Моисей и Илия разговаривали с Иисусом Христом. Как пишут толкователи, Моисей мог сказать, что он написал за¬кон, который Бог продиктовал ему на Синайской горе, где в огне и пламени Господь в строгости как Царь Небесный дал приказ, повеление людям — десять заповедей, начертанных на каменных скрижалях. Ибо тогда род человеческий будучи животноподобным не мог воспринять Заповедей блаженства, которые позднее в Новом Завете приняли христиане — это были заповеди о любви. Даже нам, чтобы принять такие заповеди, надо много над собой потрудиться. Когда мы приходим к вере, нас осеняет благодать Духа Святаго, и мы видим церковную жизнь и все вокруг в розовом свете. Начинаем присматриваться, и оказывается, что все не так. Вернее на самом деле это мы не такие, сами далеко не ангелы. Поэтому, когда и в монастырь поступаем, то возникают трения, проблемы, недоразумения. Ведь человек приходит в земной монастырь, а не в райскую обитель. А чтобы оказаться в раю, надо, чтобы тебя здесь, в этой жизни, обкатали, стерли шероховатости и углы. Это как камни, которые падают с горы Ай-Петри на берегу Черного моря и шлифуются друг об друга; волны их катают десятилетиями и веками, после чего эти камни становятся гладкими-гладкими, как лепешечки: наступишь на них — они горячие, не колются, не царапают ноги. Так и мы приходим в церковь, в монастырь, молимся и трудимся здесь, болеем, каемся, чтобы стереть острия с наших душ. Это как ювелиры делают драгоценности: шлифуют необработанный кусок алмаза и получают сияние камня всеми цветами радуги. Каждый из нас по отношению друг к другу является ювелиром: напильником стирает наши страсти — зло, гордость и другие пороки, а мы не хотим и бегаем с этой «ювелирной мастерской», хотим остаться необработанными камнями, а Господь необработанные камни не возьмет Себе на перси в Царство Небесное. Итак, возвратимся к теме сегодняшнего праздника. После того, как пророк Моисей вывел израильский народ из Египетского плена, в Ветхом Завете было учреждено законодательство, построена скиния, установлено жертвоприношение животных: страдание Иисуса Христа прообразовалось закланием агнца и совершением пасхи. Все это было сказано Моисеем в присутствии апостолов, чтобы удостоверить свою личность, потому что тогда еще икон не писали, и фотоаппаратов не было, чтобы они могли посмотреть и сразу узнать пророка. Сказанного было достаточно, и апостолы поняли, что они видели Моисея, а раз Моисея, значит Иисус Христос — Бог Законодавец, Который дал Израилю десять заповедей и является Богом Ветхого Завета. Пророки Моисей и Илия говорили с Господом о Его близком отшествии, об исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, т.е. о распятии. Илия сказал Господу, что воскресение Его было предображено воскресением сына Сарептской вдовы. Это все узнали апостолы из уст пророков, удостоверившись таким образом, что Христос Спаситель есть Сам Бог. Господь и созвал представителей Неба — законодавца Мосея и пророка Илию, чтобы апостолы, когда Он будет рас¬пят, не усомнились: а Сын ли Он Божий, Тот, за Которым мы пошли три с половиною года назад, бросив свои рыбацкие сети и семьи? А может, Он не Сын Божий, как говорят эти умники, первосвященники и фарисеи, вдруг они действительно правы? Чтобы этого не случилось, чтоб эти клеветники не сбили с толку апостолов и таким образом не разорили Новый Завет, не препятствовали принятию и распространению Евангелия — учения о спасении, Господь и показал на Фаворской горе избранным ученикам в Преображении Свое Божеское достоинство. Ученики были еще более удивлены, когда на вершину горы спустилось светлое облако, и голос был с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте» (Мф. 17; 5). Вспомните, как в Ветхом Завете Господь являлся Моисею — гора Синайская содрогалась от Всемогущества Божия, Он как бы по столу кулаком бил перед лицом израильского народа и это не помогло. Сверкали молнии, гремели раскаты грома, вершина горы была в огне и дыме, но несмотря на это, израильтяне на виду у Бога выливали себе из золотых украшений тельца и поклонялись богу иному — сатане. А здесь, на Фаворе, Отец явился в светлом облаке и показал, что Бог существует в Троице. Апостолы увидели, что Иисус Христос поистине Сын Божий, а раз Сын Божий, то Отец Саваоф не единственный, как думал сатана до своего грехопадения, и чего народ израильский до сих пор не знал. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте» — эти слова были предназначены не только апостолам, они касаются и всех нас, чтобы мы Ему послужили, а для этого нужно иметь такую веру, как имел апостол Петр, любовь к Нему, как у апостола Иоанна Богослова, и смирение, как у Иакова Зеведеева. Вот три главные добродетели, с которыми христитане могут взойти на небо, и без этого, дорогие, не спасешься. Господь привел нас к вере, и это величайшее благо, что мы сейчас находимся в храме — в этом небесном университете на земле. Например, есть институт в Москве, а филиал находится во Владимире, существует много столичных институтов с филиалами в других городах, так и здесь — главный университет у Бога на небе, а здесь, в храме, филиал — духовная школа по подготовке душ христиан к Вечной жизни в Царстве Небесном. Дорогие братья и сестры, для того чтобы увидеть Свет Христов на себе, надо потрудиться. Требуется не просто полистать Евангелие туда сюда, перекреститься, поставить свечу, сунуть в карман бабке копейки, — нет, на этом дело не заканчивается, так легко не бывает. Гора, на которую взошли апостолы, чтобы увидеть Свет Христов — это высота добродетелей, и нам надо стремиться ее достичь. В помощь нам дано Евангелие, чтобы из нас, необузданных, непросвещенных Божественной благодатью, сделать людей благочестивых и праведных. Евангелие — это учебник добра, любви и спасения, а не просто книга о Боге для ознакомления. И нужно помнить, что, зная волю Божию и не выполняя ее, мы будем наказаны и примем от Господа еще большее осуждение. Поэтому Бог и требует, чтобы мы не делали поганые дела и не желали ближнему зла. Как Богоматерь откладывала дела Божии в Своем сердце, так и нам надо откладывать в этот сосуд, свою сокровищницу, дела благие, т.е. веру, молитву, благость от познания, милосердие. Тогда и увидим, как Свет Христов осветит нас и окружающих, тогда и совершится чудо. Но самое главное, даже если и имение свое раздать, но не уверовать в Сына Божия, не сказать, что Он есть, то значит, ничего не сделать для своего спасения, как язычники, которые могут быть добры, но не знают Истинного Бога. Главное добро, которое не делают родители, — это не воспитывают в страхе Божием своих детей начиная с пеленок. Добром считается купить сыну красивый портфель, велосипед, затем автомобиль и все прочее, а он о Христе Боге даже слыхом не слышал. Когда вырастет такой сыночек, то родителей не чтит, бросается на них с кулаками, наркоман или пьяница — вот вам, пожалуйста, результат богоневедения, результат нашего родительского нерадения о спасении детей. Мы хуже скотины: волчица рожает вол¬чат и учит их быть волками. Мы же родили своих детей и не делаем из них христиан — богоподобных существ. Вот они в 20 лет и становятся звероподобными, потому что не насаждали им слово Божие. Хотя сейчас мы сыты и одеты, однако кошки скребут на сердце от того, что делаем зло, что мы неблагочестивые, недобротворцы. А ведь благочестие — это самое важное, это значит знакомить своих детей и близких с Богом, окрестить их, водить с детства в церковь, учить молиться. Встаешь утром от сна на молитву и детей своих станови на колени, молишься перед едой, и они тоже пусть молятся, отходишь ко сну с молитвой, и они тоже. Приучай их каяться и воздерживаться. Самое главное добро — подарить человеку веру в Бога, а не земные сокровища. Кто не милосерд и не щедр, тот не наследует Царствия Небесного. Наши предки, которые жили до революции и даже еще до войны, не чувствовали себя несчастными, потому что они были тружениками, здоровыми духом и телом, бес не на¬водил уныния и не гулял по их сердцам, т.к. в них обитал Сам Господь. Вернемся к нашему празднику. Небо сошло в лице преобразившегося Христа и пророков Моисея и Илии, получается, что и апостолы были на небе. Так понравилось им на горе Фавор вместе с Господом, что они собирались разбить палатки (кущи по-израильски): «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17; 4). Но они не поду¬мали, что Господь не доделал Свое миссионерское дело: не закончил проповедь Евангелия, не пострадал на Кресте, не воскрес и не взошел на Небо. Мессианское учение Христа должно было закончиться крестной смертью. Господь воз¬несся на небо на сороковой день после Пасхи (праздник Вознесения Христова), и если кто из нас хочет пойти вслед за Ним, и оказаться там, где хорошо, как было апостолам на горе Фавор в присутствии Бога, то мы должны последовать за Ним через Крест, т.е. выполнять Его Волю, которая изложена в Евангелии. И сказал апостолам: «Ни кому же поведите видения, дондеже Сын Человеческий из мертвых воскреснет» (Мф. 17; 9). Господь запретил апостолам рассказывать об этом, чтобы не соблазнить народ. Ведь здесь, на земле, Он был в безславном виде: пленный, заушенный и распятый. Если бы люди слышали от учеников Христовых о Его чудесном Преображении, а потом увидели Его на Кресте, то подумали, что это просто какой-то чудотворец, смертный человек, и не приняли бы христианской веры, сомневаясь в Его Божией силе, не последовали бы за Ним миллионы мучеников. Поэтому Господь и приказал апостолам не говорить до Вознесения. И открывал Свое Божество только близким ученикам, потому что если бы Он совершал такие чудеса открыто, к Нему мог бы пристроиться, например, Симон-волхв и другие обманщики, и делать подобное. Или же люди могли принять Его за призрак, как это однажды показалось ночью апостолам на море Галилейском, поэтому Господь все это делал в тайне от народа во благо и спасение. Итак, дорогие братья и сестры! Пожалуй, одно из самых главных условий, чтобы унаследовать Царство Небесное, — это проповедовать своим ближним Евангелие, слово Божие. Перед тем, как перейти из этой жизни в другую, возвратиться в Свои Горние обители, Господь показал, что Он Сын Божий, и мир, какой видели три Его ученика на Фаворе, есть на небе, и что в этот мир — небесный Фавор, можно взойти только на добродетелях: на вере, на любви к Богу, смирении и добротворении. С этими свойствами можно привлечь благодать Духа Святаго и общаться с Богом, и такого человека не повредит огонь, который поедает грешников. Имеющих эти благодатные свойства Господь допускает приблизиться к Нему, и человек видит самое главное — неизреченный Божий Свет. Аминь. Архимандрит Петр (Кучер) 19.08.1998 г. |