Монастырь

Стояние за веру

О судьбах насельников Боголюбского монастыря известно крайне мало. Настоятель обители, архимандрит Александр, скончался мученически. Принял от рук безбожников мученическую кончину и иеромонах Боголюбского монастыря Владимир. Келья его находилась под Благовещенским храмом в юго-западном углу. После разгона монастыря он служил в селе Павловском Суздальского района и как-то на Пасху обходил дома своих прихожан. Зайдя в один из домов, он увидел на стене рядом с иконами портрет Ленина и стал укорять хозяина за такое кощунство. (Возможно, что портрет и был повешен именно с целью спровоцировать священника на обличение). И за это о. Владимир был расстрелян.

Святитель и исповедник, епископ Афанасий (Сахаров), причисленный в 2000 году к лику святых, был последним настоятелем Свято-Боголюбского монастыря до его закрытия в 1923 г.

Родился он 2 июля 1887 г. в семье благочестивого суздальского мещанина Григория Сахарова и его жены Матроны Андреевны. При крещении был назван Сергием в честь преп. Сергия Радонежского. Отец его в скором времени скончался, и все заботы по воспитанию сына легли на плечи матери, которая сумела вырастить его истинным христианином и ревностным поборником Православия. По окончании духовной семинарии Сергий поступил в МДА, во время обучения в которой был пострижен в монашество в 1912 году с наречением имени Афанасий и посвящен в иеромонаха. До 1918 года отец Афанасий работал преподавателем во Владимирской духовной семинарии, был избран делегатом на Поместный Всероссийский Собор. С 1918-20 гг. состоял членом Владимирского Епархиального совета.

20  января 1920 года возведен в сан архимандрита и назначен наместником Владимирского Рождества-Богородицкого монастыря. 18 июня 1921 года назначен на должность настоятеля Свято-Боголюбского мужского монастыря, а 27 июня 1921 года хиротонисан во епископа Ковровского.

Не прошло и года как он 17.03.1922 г. за деятельное сопротивление обновленческому движению был арестован, и с тех пор началась его «одиссея» узника тюрем и концлагерей. Каждый раз после очередного тюремного заключения его ненадолго освобождали, чтобы затем вновь арестовать. Но и в заключении владыка Афанасий не переставал благодарить Бога, называя тюрьму «карантинным изолятором от обновленческой эпидемии». Несмотря на тяжелые испытания, он постоянно молился, тайно совершал богослужения, писал богословские труды, вел переписку и занимался духовным окормлением своей многочисленной паствы. Духовные чада моральной и материальной помощью поддерживали своего духовного отца. Одними из наиболее близких были насельники закрытого Свято-Боголюбского монастыря: иеромонах Дамаскин и протоиерей Иосиф Потапов.

Отстаивая чистоту Православной веры, святитель Афанасий, как новый св. Максим-исповедник, ревностно стоял за Истину Христовой Церкви. В 1954 году владыка Афанасий писал: «27 июня (ст. ст.) исполнилось 33 года моего архиерейства, за это время я провел на епархиальном служении 2 года 9 месяцев и 2 дня; на свободе, но не у дел — 2 года 8 месяцев и 2 дня; в изгнании — 6 лет 7 месяцев и 24 дня; в узах и горьких работах — 21 год 11 месяцев 12 дней...»

После освобождения в 1955 году владыка Афанасий поселился сперва у своих духовных чад в г. Тутаеве Ярославской области, а затем переехал в г. Петушки Владимирской области, где и скончался 28 ноября 1962 года. Погребен был на городском кладбище. В 2000 году были обретены его мощи, и святитель Афанасий канонизирован в лике святых.

Сослан был и иеромонах Дамаскин (Жабинский Димитрий Иосифович). Из послужного списка: родился он в 1882 г. в семье крестьян, обучался в церковно-приходской школе, поступил послушником в Александро-Свирский монастырь 1 июля 1911 г., перемещен в Яшеезерскую пустынь 4 апреля 1913 г., где и пострижен в монашество 22 июня того же года. Рукоположен в иеродиакона 12 мая 1913 года, перемещен в Боголюбовский монастырь 4 сентября 1914 г.

В июне 1923 года о. Дамаскин поехал в г. Усть-Вымь Зырянской области, чтобы добровольно разделить ссылку со своим духовным наставником епископом Афанасием, привез ему необходимые вещи, в том числе облачения и богослужебные сосуды. Поскольку в Усть-Выми было очень трудно тогда достать продовольствие, то епископ Афанасий послал о. Дамаскина в отстоящий в 35 верстах от города женский монастырь за продуктами. Но достать продуктов не удалось, зато он возбудил подозрение, и через день после возвращения о. Дамаскина из поездки в комнате у еп. Афанасия был произведен обыск. Конфисковали облачения, богослужебные сосуды, церковные свечи и церковное вино. 3 июля иеродиакона Дамаскина арестовали. Его обвинили в том, что, во-первых, он привез еп. Афанасию облачения, которые могут смущать народ (хотя богослужение совершалось на квартире только для ссыльных), а во-вторых, что по приезде не явился в ГПУ (хотя он сходил в отделение милиции и получил право на жительство). 4 июля его препроводили в тюрьму г. Усть-Сысольска, но вскоре о. Дамаскин был освобожден по письменному прошению владыки, направившему заявление прокурору Коми-области. Еп. Афанасий и о. Дамаскин поселились в пригороде г. Усть-Сысольска Искаре. С.И. Фудель[1] в своих воспоминаниях пишет: «Они занимали одну большую светлую комнату. В ней был стол, два небольших диванчика, стоявших за занавесками спинками друг ко другу, и в углу у икон небольшой столик, служивший престолом для Литургии. /…/ О. Дамаскин, келейник, был человек исключительно преданный ему /еп. Афанасию – ред./, но человек болезненный. Иногда у него делались какие-то приступы неудержимой тоски. Он тогда от всех убегал, странствовал где-то по улицам и полям, неодетый, без шапки. Приходилось его искать и вести домой. /…/ Молящимся мы его /еп. Афанасия/ видели только во время всенощной и обедни, но, конечно, они с о. Дамаскиным вычитывали все установленные на день службы богослужебные правила».

В ссылке о. Дамаскин был рукоположен еп. Афанасием во иеромонаха. С июля 1924 по январь 1925 года он жил вместе с владыкой в селах Усть-Кулома и Керчемье Зырянского края.

В феврале 1925 года они вернулись во Владимир. Иеромонах Дамаскин служил в Троицкой церкви г. Владимира, бывшей кафедральным храмом еп. Афанасия. В этом храме он отпевал мать святителя, Матрону Андреевну, скончавшуюся 29 ноября 1930 года. (Еп. Афанасий в это время был в Туруханской ссылке). Отец Дамаскин был арестован 3 ноября 1931 года и осужден на срок предварительного заключения и выпущен, а 23 апреля 1932 года арестован вновь и приговорен к трем годам ссылки в Северный край.

С 1935 г. о. Дамаскин проживал в г. Рыбинске Ярославской области. Служил тайно в с. Кстово вместе со святителем Василием (Преображенским). 5 ноября 1943 года они были арестованы по обвинению в том, что являлись сторонниками Истинной Православной Церкви, вели активную антисоветскую деятельность и организовали подпольную домашнюю церковь. Свт. Василий был приговорен к пяти годам ссылки, скорее всего о. Дамаскин был сослан вместе с ним. По окончании срока ссылки он добровольно остался жить в Усть-Сысольске, откуда в 1955 г. приезжал навестить еп. Афанасия, жившего в Тутаеве. В ночь на 17-е июня о. Дамаскин уехал от еп. Афанасия в Рыбинск, а 18-го июня скоропостижно скончался.

Епископ Афанасий описывает блаженную кончину о. Дамаскина в письме к протоиерею Иосифу Потапову от 24 июня 1966 года: «По приезде в Р/ыбинск/ о. Дамаскин был бодр и жизнерадостен. Обошел многих своих знакомых. Вечером по своему обыкновению рано лег спать. Утром около 3-х часов хозяйка услыхала стон. Подошла к нему. Он еще раз простонал и испустил дух. Ни на что не жаловался, только говорил, что очень устал от езды и хотел поскорее возвратиться домой. Его анатомировали. Говорят: сердце совсем износилось. Врачи думали, что он только что возвратился из лагеря. Отпевание было 21-го. Было много народа, много слез. Отпевали три священника полным монашеским чином»[2].

Дважды арестовывался священник Иосиф Потапов, 1899 года рождения. До революции он был послушником в Боголюбском монастыре, состоял келейником еп. Евгения (Юрьевского), а затем был келейником еп. Афанасия, по благословению которого женился и епископ Афанасий сам совершал его венчание, а затем и посвятил в сан священника.

Многие из братии разъехались по своим домам и родственникам, у кого же их не было – вели скитальческую жизнь. Одна из пожилых прихожанок вспоминала, что в середине 30-х годов, когда она училась в школе (школа тогда занимала большой братский двухэтажный монастырский корпус). Как-то вечером в темном коридоре она столкнулась с пожилым бородатым мужчиной, одетым в белый холщовый подрясник. Мужчина был худой и высокий. Завидев девочку, он быстро ушел по лестнице наверх. Она же, испугавшись, побежала в класс, и учительница рассказала ей, что действительно, на чердаке и в подвалах школы живут несколько монахов из разогнанного монастыря. Некоторые из учителей их также случайно видели, а, возможно, кто-либо из богобоязненных сторожей и уборщиц приносил им тайно продукты и одежду.

Вот все, что нам пока известно о судьбе монастырской братии. Поэтому просим Вас, боголюбивые посетители сайта – если кто располагает более подробными сведениями – поделиться этой информацией с нынешними насельницами обители.



[1] С.И. Фудель. Воспоминания // Новый мир, 1991, № 4, стр. 192-193.

[2] Архив Владимирской Епархии. Фонд еп. Афанасия (Сахарова): письмо еп. Афанасия к прот. И.А. Потапову от 24.06.1995. – оп. V/1, д. 3, № 33.

Святитель Афанасий Ковровский Икона свт. Афанасия, написанная сестрой Боголюбского монастыря Братия Боголюбского монастыря у церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Фото нач. ХХ в. Погребение матери еп. Афанасия Матроны Андреевны Сахаровой. У гроба иеромонах Дамаскин (Жабинский) и диакон Иосиф (Потапов). 31.11.1930 г.