Монастырь

Статья о святом князе Андрее Боголюбском

Россия начиналась не с Москвы. В Новгороде и Киеве, Владимире и Суздале складывалось по камушку основание будущей империи. Еще прежде святого Даниила Московского, Ивана Калиты и Дмитрия Донского жили на Руси князья, желавшие объединить раздробленное Отечество. Первым русским некоронованным самодержцем можно по праву назвать святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Именно ему суждено было сместить центр Русского государства из Киева во Владимир, чтобы уже оттуда спустя полтора столетия первосвятитель Петр перенес митрополичью кафедру в Москву.

Боголюбов монастырь, основанный князем Андреем на месте явления ему Божией Матери, — один из древнейших на Русской земле. За долгие века он стал свидетелем не только славы и могущества Русского государства, но и его поругания и разорения. В наши дни монастырь, словно птица Феникс, восстает из пепла, призывая народ к покаянию, чтобы Господь, как и встарь, помиловал и спас Россию.

В 1131 году Цареградский Патриарх Лука Хризоверг прислал в Киев в дар великому князю Юрию Долгорукому икону Матери Божией. Икону бесценную, самим святым апостолом и евангелистом Лукой писанную. Увидела Богородица ту икону и прорекла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Родшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет!»

С пением и молитвами встретили киевляне знаменитый образ Владычицы Небесной. Торжественно перенесли икону в храм женского монастыря великокняжеского села Вышгород.

Спустя четверть века Вышгород перешел по наследству второму сыну Юрия Долгорукого, князю Андрею, прозванному за пытливый ум и благочестие Боголюбским. Когда князь задумал перебраться подальше от Киева, на север Руси, в землю Суздальскую, то икону решил взять с собой. Образ Владычицы Небесной для него был всех сокровищ дороже.

В десяти верстах от Владимира лошади, на которых везли икону, внезапно встали. Ни кнут, ни угрозы не могли их сдвинуть с места.

Князь упал на колени перед образом и начал молиться:

– Не угоден Тебе, Царица Небесная, путь мой. Если будет воля Твоя, я вернусь в Киев…

Не успел он промолвить эти слова, как увидел Пресвятую Деву, окруженную нежным сиянием.

 – Воля Моя – оставь икону во Владимире, – услышал князь чудный голос. – А на сем месте в память об увиденном воздвигни храм в честь Рождества Моего.

Исполнил князь пожелание Царицы Небесной, построил на месте видения храм Рождества Богородицы, вокруг которого вскоре разросся городок, названный в честь него Боголюбовым. А в славном граде Владимире повелел возвести Успенский собор, в который и была внесена икона, взятая им из Вышгорода. С тех пор она стала именоваться Владимирской. В память же о чудесном явлении Богородицы князь приказал написать другой образ Матери Божией. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в том молитвенном виде, как Она явилась князю Андрею.

Княжеский замок в Боголюбове, благодаря мудрому правлению сына Долгорукого, год от года становился все более важным политическим и духовным центром Ростово-Суздальской земли. Здесь в княжеских палатах подписывались мирные договоры, составлялись угрожающие послания далеким и близким соседям. Здесь решалась судьба Владимирской земли и всей Руси.

Вполне понятно, что у Андрея Боголюбского было много врагов, причем не только за стенами княжеского замка. Старшие дружинники роптали – не приглашает, мол, на пиры, не берет на охоты. Бояре сетовали – не советуется в делах государственных и, вопреки старшинству древнейших городов – Ростова и Суздаля, возвеличил незнатный Владимир...

Летом 1174 года против князя Андрея был составлен заговор. Заговорщиков было двадцать человек. Причем двое из них — инородцы, особенно облагодетельствованные князем. В ночь с 28 на 29 июня пьяная толпа убийц пробралась ко дворцу, вырезала охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя – ключник Анбал накануне предательски похитил княжеский меч…

Святой Андрей и в старости обладал недюжинной силой – одного из нападавших он сразу опрокинул на пол…

Почти все удары убийцы нанесли князю со спины. Посчитав его наконец убитым, заговорщики бросились вон из опочивальни. Но святой Андрей был еще жив. Он кое-как спустился по узкой винтовой лестнице, созывая стражу.

На его зов возвратились убийцы.

– Что я вам сделал? Бог отомстит вам за мою кровь и за мой хлеб! Господи, в руки Твои предаю дух мой… – были последние слова умирающего князя.

Во времена царствования Петра Первого, в 1702 году, мощи князя Андрея были обретены нетленными, и Церковь причислила его к лику святых. Ныне святые останки почивают в Успенском соборе города Владимира.

Праведное дело, начатое первым собирателем Руси – святым благоверным князем Андреем, подхватили и завершили московские князья и цари. Вот почему в Боголюбове, в колыбели русского самодержавия, бывали Иоанн Грозный и Петр Великий, царь-мученик Николай Второй…

Последний русский царь, посетивший обитель в 1913 году, еще не ведал, что смерть его будет такой же, как смерть первого русского некоронованного царя. Невероятно, но убийство императора и его семьи совершится в такую же теплую летнюю ночь, в день памяти благоверного князя Андрея Боголюбского!

 

Свято-Боголюбов монастырь… Голубые купола белоснежного собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, увенчанные золотыми крестами, путник заметит издалека. Дивный собор могучими размерами напоминает московский храм Христа Спасителя. Не спеша осеним себя крестом и войдем в ворота тихой обители.

Величав собор. Внутри его поддерживают шесть могучих колонн. На одной из них, увешанный драгоценными крестиками на серебряных и золотых цепочках, камнями и кольцами, – список чудотворной Боголюбской иконы Матери Божией.

В ранние века на Руси икон не писали – святые образа привозились к нам из Византии. Боголюбивая, или Боголюбская, икона стала одной из первых. Богородица на этой иконе изображена во весь рост, руки Ее подняты к небу. В деснице Пречистая Дева держит развернутый свиток с молитвой к Сыну Божиему о благословении места сего и земли Русской. Над главою Богородицы нарисованы клейма пяти икон, сопровождавших князя Андрея по дороге во Владимир: Спасителя, Божией Матери, святого пророка Иоанна Предтечи, святых архангелов Михаила и Гавриила.

В 1395 году Владимирской и Боголюбской иконам суждено было прославиться на всю Русь. В тот суровый год азиатский завоеватель Тамерлан, покорив многие народы, вторгся на Русскую землю. Ради спасения Отечества в Москву торжественно перенесли Владимирскую и Боголюбскую иконы.

– Куда отходишь от нас, Пречистая? Зачем оставляешь нас сиротами? – плакал народ во Владимире и Боголюбове, прощаясь с образами…

Матерь Божия заступилась за Русскую землю. В день встречи икон у стен Москвы Пресвятая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы. И огромное татарское войско без боя, спешно свернув шатры, ушло на восток.

Владимирская икона находилась в Москве, а Боголюбивую, по настоятельным просьбам владимирских жителей, вернули монастырю, что на обрывистом берегу реки Клязьмы. Прежде чем проститься с чудотворным образом, столичные иконописцы сделали с него точный список (копию) и торжественно поместили в кремлевском соборе. С тех пор икона, оставшаяся в Москве, почиталась как оберегающая русских царевичей.

Страшная беда обрушилась на Владимир в 1771 году – город поразила моровая язва (чума). Не день и не два умоляли верующие внести во Владимир Боголюбскую икону. Но городское начальство, думая, что при стечении большого количества народа эпидемия усилится, некоторое время сомневалось. И все же власти уступили – 22 октября икона была внесена во Владимир. Толпы неизлечимо больных жителей, надеясь на милость Владычицы Небесной, шли и шли под Ее благословение. Лишь троих человек не удалось спасти от смерти…

– Боже мой, Боже мой! – восклицал лекарь-протестант, препятствовавший поначалу крестному ходу. – Да ведь это чудо, чудо!

После октябрьского переворота 1917 года икона, праздник которой установлен 18 июня (1 июля по новому стилю), почти до самой Великой Отечественной войны находилась в приходском храме Боголюбова. Когда же на храм повесили замок, ее передали музею, и, к сожалению, до сего дня древняя икона еще не возвращена в обитель.

Сладкий запах ладана разливается под куполами Боголюбского собора. Чисто и проникновенно поют на левом клиросе монахини.

На высокой мраморной солее установлен трехъярусный позолоченный резной иконостас, за которым в открытых Царских вратах виден мраморный престол. Прямо над ним, под сводами главного алтаря, во времена, когда собор возрождался после безбожных десятилетий, на забеленной известью фреске, изображающей Господа Иисуса Христа, вдруг отчетливо проступил лик царя-мученика Николая Второго…

Рассказывают, что гранитный пол в Боголюбском храме выложен на деньги первых насельниц монастыря, поселившихся в обители в конце ХХ века. Чтобы собрать необходимые средства, сестры продали собственные квартиры.

Когда же был построен собор-богатырь? В 1855 году исполнилось 700 лет со дня явления Божией Матери святому благоверному князю Андрею Боголюбскому. В память этого события в монастыре заложили первый камень будущего соборного храма. Московская купчиха Анна Герасимовна Алексеева с сыновьями преподнесла обители 30 тысяч серебром на постройку собора. И уже через одиннадцать лет, 20 мая 1866 года, тогдашний архиерей Владимирский епархии святитель Феофан Затворник освятил храм, сложенный по проекту губернского архитектора Я. М. Никифорова.

В начале 70-х годов XIX века потомственный иконописец, крестьянин из села Боголюбово Иван Шорохов, вместе с братьями расписал собор.

Уныло выглядел в безбожные времена Боголюбский храм, приспособленный властями под хранилища и склады. (От прежних фресок сохранились лишь фрагменты в северном притворе храма.) Фрески сохранились на 60-65%, но были забелены известью и покрыты слоем пыли и грязи, но святые изображения просматривались сквозь этот слой. Местами от стен отлетела штукатурка и виднелась кирпичная кладка.

В конце июля 1991 года во время перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево крестный ход заходил в монастырь. Святейший Патриарх Алексий перед гробом святого Серафима, предсказавшего безбожные времена и духовное пробуждение России, просил преподобного благословить оживающую обитель.

В память об этом событии архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил в нижнем помещении собора первый на Владимирской земле храм в честь преподобного Серафима Саровского.

Трудно поверить, что еще совсем недавно на монастырской земле ютились средняя школа, больница, почта, отделение милиции и даже консервный завод… Нынче на месте ветхих сараев и выгребных ям зеленеет фруктовый сад, разбиты клумбы, изумрудная трава вокруг – словно причесана…

Монастырские дорожки ведут к самому древнему храму, построенному в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Закладывал белокаменный собор в 1157 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский. Рождественский собор был центром дворцового ансамбля. Князь понимал толк и в живописи, и в архитектуре, потому гостей и послов из византийских и западных земель он всегда приглашал на высокие соборные хоры полюбоваться красотой Божиего храма.

Церковь сверкала золотом, полы – позолоченной медью, иконы – драгоценными камнями и жемчугом. Падавшие сквозь узкие оконца солнечные лучи отражались в храмовом одеянии, призванном напомнить человеку о красоте грядущего Царствия Небесного.

Поднимемся по каменным винтовым ступеням лестничной башни на второй этаж. Чудесный вид открывается из окна, выходящего на южную крепостную стену и безмятежную пойму, где вдалеке белеет, точно трепетная птица, церковь Покрова на Нерли.

Больше 30 храмов и монастырей построил за свою жизнь князь Андрей Боголюбский. Храм Покрова на Нерли, сложенный в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами, был особенно дорог ему.

Праздник Покрова Божией Матери, воплотивший в себе веру русского народа в небесное заступничество Пресвятой Богородицы, был учрежден Андреем Боголюбским. С тех пор праздник этот, совершаемый 14 октября (по новому стилю), даже Греческой Церковью не отмечается с такой радостью и торжеством, как Церковью Русской.

У подножия винтовой лестницы Рождественского храма, там, где погиб князь-мученик, нынче горит негасимая лампада, пламенеют красные цветы. А каменный пол никак не просветлеет от пролитой княжеской крови.

Монастырская колокольня ненамного выше соборного храма. Построили ее в 1842 году на месте надвратной церкви в честь святого апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя основателя монастыря. Самый тяжелый колокол весил 498 пудов (около восьми тонн).

В 1884 году колокольню украсили куранты, через каждые четверть часа вызванивавшие мелодию гимна «Боже, царя храни».

Большевики не пощадили ни одного монастырского колокола. Сначала сбросили самый большой – благовест, а затем остальные. Они падали на него и разбивались, изливая прощальный погребальный звон.

Недавно на монастырскую колокольню были подняты колокола, весом полторы, две с половиной и восемь тонн. На башню Богородице-Рождественского храма осенью 2004 года были подвешены семь колоколов, специально изготовленных к 850-летию обители. Гудит, гудит над Русью радостный перезвон, наполняя сердце благодатной надеждой!

Прежде Боголюбов монастырь считался мужским. Однако Промыслом Божиим с января 1997 года, по благословению Патриарха Алексия II, обитель становится женской. Нынче в монастыре в посте и молитве подвизается более ста двадцати насельниц.

Кто-то спросит: а случаются ли нынче в монастыре чудеса? Только слепой не заметит в заново рожденном монастыре явленное Божие чудо! Известны и другие чудесные знамения милости Божией. Зимой 1997 года в обители вдруг замироточили иконы. Первой покрылась каплями прозрачной благодатной росы храмовая икона преподобного Серафима Саровского. В том же году, в первое воскресение Великого поста, выступило миро на Иверской и Боголюбской иконах Божией Матери, великомученика Пантелиимона, святителя Николая Чудотворца, святых Царственных мучеников. А перед самым захватом террористами московского театрального центра на Дубровке в октябре 2002 года обильно мироточила копия Боголюбской иконы Божией Матери, а слеза на лике князя Андрея появилась 14 мая 1998 года, когда служили вечернее богослужение в честь свв. благоверных князей Бориса и Глеба. Господь словно говорит нам – все святые рядом, скорбят о наших грехах, о погибающем в пороках мире и молятся за нас.

Васнецов В.М. "Андрей Боголюбский", роспись Владимирского собора в Киеве. 1885-1896 Портрет святого князя Андрея. Современная гравюра