Монастырь

Дело князя живет

В этом году Свято-Боголюбский монастырь отмечает юбилейную дату – 900 лет со дня рождения основателя монастыря благоверного великого князя Андрея Боголюбского. Эта дата не отмечена в церковном календаре, поскольку у церковных деятелей и святых не принято праздновать дни рождения в эту временную жизнь, а празднуются дни успения – рождение в жизнь вечную для Церкви Небесной. Однако князь Андрей не только святой – благоверный князь и страстотерпец, но еще и видный государственный деятель, поэтому Православная Церковь на этот раз присоединяется к его светскому юбилейному почитанию.

Как известно, князь Андрей является одним из основоположников русской государственности, стоявший у истоков образования самодержавной монархии на Русской земле, на опыт которого опирались практически все русские правители, начиная с его младшего брата Всеволода Большое Гнездо. Любимец русской земли благоверный князь Александр Невский, первый русский царь Иоанн Грозный, первый русский император Петр I, и даже Иосиф Сталин – все, кто видел необходимость в обновлении и переустройстве Русского государства, обращались к страницам летописи, штудируя княжескую биографию и почерпая для себя сокровенные познания сложного искусства управления государством.

Загадку неординарной личности князя Андрея Боголюбского и успехов практически всех княжеских начинаний можно легко разгадать, если смотреть на его дела и поступки через призму Православия. Вся его жизнь – это подвиг служения вере и людям. Во главу угла он ставил вопрос служения Богу, проповедь православия и спасение душ вверенных его управлению людей, а уже из этого проистекали и его градостроительные планы, и политические замыслы и военные походы. Именно так, а не наоборот – тогда и выстраивается логическая связь княжеских поступков.

Уезжая из Киевской Руси князь Андрей увозил на восток чистоту Православной веры, дабы уберечь это безценное сокровище от тлетворного влияния латинского Запада. Организовав массовое переселение людей из южных степей на русский север, князь давал возможность своим соплеменникам жить и спасаться, славя Бога и созидательным трудом приносить пользу Церкви и Отечеству. Все понимали, что это лучше, чем безцельно гибнуть в непрекращающихся княжеских междоусобицах.

В защиту за реками и лесами князь вывез одну из главных христианских святынь – икону Божией Матери, названную позднее Владимирской и поныне хранящую Русь. Он созидал новое государство, посвятив его Божией Матери, устроил праздник Покров – доныне один из главных (после двунадесятых) в русской церкви  и один из самых любимых в русском народе. Князь, любимец Богородицы, посвятил Ее покровительству новое государство – и не ошибся. Это был главный выбор его жизни и единственно верное решение – если бы не всесильная помощь Божия и вмешательство свыше – что было бы на славянских землях? Русскому народу грозило самоуничтожение. Это понимали позднее и другие правители Руси, в особо критические моменты жизни Русского государства всегда сугубо обращавшиеся к Богу и Покровительнице Руси – Богородице, и Господь не посрамлял.

Сила великого политического деятеля князя Андрея – в его православной вере, и пострадал он за нее даже до смерти. Даже ошибки князя Господь управлял ко благу, даровав, например, Великому Новгороду чудотворную икону Знамения (не послал бы войско князь Андрей на Новгород – не стали бы новгородцы усердно молиться о прощении грехов и спасении города).

Ревностно заботясь о благе Руси, князь не щадил и своих сыновей, постоянно посылая их возглавлять военные походы, чтобы оградить православных от набегов волжских булгар. Казалось бы зачем? Жил бы себе спокойно, пировал с сыновьями, ездил бы на охоты, посылал бы собирать пошлины с подвластных земель. Ан нет – оба княжеских сына погибли в битвах с булгарами, спасая соотечественников, которых тысячами угоняли в плен, на восточные базары, где православных пытками заставляли отрекаться от веры. Вспомните житие Владимирского купца Авраамия Болгарского или праведного Иоанна Русского – что довелось им претерпеть в плену. Господь зримо благословлял княжеское войско – однажды перед решающим сражением лучи света полились от иконы Спасовы на русское воинство – и была одержана победа! В память об этом чуде князь повелел установить новый церковный праздник – празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (в простонародье называемый Первый Спас).

Конечно, досадил князь своим житием многим, а потом историки припишут – гордый, своенравный, заносчивый, ни перед кем головы не склонял. Хорошо хоть через восемь веков патологоанатомы частично оправдали, обнаружив у князя сросшиеся после ранения шейные позвонки (почему он физически не мог наклонять голову) и костные мозоли на коленях от длительного стояния на молитве! Так что титулом Боголюбского он был поименован не напрасно.

Летом 1174 года князь был убит руками заговорщиков – врагов земли Русской и Русской Церкви – за деятельность, направленную на объединение раздробленных русских княжеств в единодержавное государство, за проповедь Православия. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней.

Однако вернемся немного назад. После чудесного явления Божией Матери князю Андрею, по Ее повелению им была начата постройка белокаменного храма, здесь же князь решил устроить и свою загородную резиденцию. После кончины князя устроенная им при храме иноческая обитель несколько раз претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать. Пережив вместе с русским государством несколько набегов монголо-татар, пожары, грабежи, польско-литовское разорение войском пана Лисовского и белогвардейские казармы у белокаменных стен, обновленческую ересь и большевисткие погромы, монастырь оставался одним из сакральных духовных центров Руси. Божия Матерь, некогда явившись здесь князю, обещала ему быть Хранительницей этого места и подвизающихся на нем до скончания века.

Здесь некогда бывали на богомолье русские князья и цари, Боголюбивой иконе и месту гибели князя веками поклонялись простые странники и именитые особы, прошлое и настоящее русского государство тесно спаялось здесь в единый мистический сплав, и сакральной датой убиения последнего русского царя Николая II стало 17 июля – дата церковной памяти убиенного князя Андрея, также и теми же…

По повелению князя при постройке княжеского дворца, часовен и храма в Боголюбово и Владимире использовалась топонимика Святой Земли, и на месте явления Богородицы в Боголюбском монастыре князь поставил Богородичный столп и необычную часовню-киворий, обозначив это место, как пишут историки, знаком «пуп земли». Центр, откуда проистекает духовная мощь и сила. Недаром, избрав Владимир столицей, князь оставался жить в Боголюбовском замке, молясь на месте, освященном стопами Самой Пречистой Девы. «Да пребудет Божественная благодать на людех Твоих, и светозарный луч славы Твоея да нисходит всегда на место сие, Мною избранное», – рекла Пречистая» (акафист Боголюбивой иконе, икос 4). Не в этом ли кроется и поныне разгадка лютой ненависти врага рода человеческого и его клевретов к этой святыне и подвизающимся тут?

Однако Господь не посрамит уповающих на Него. Вознесем благодарственные молитвы Богу, Его Пречистой Матери и угоднику Божию святому князю Андрею, и правда Божия восторжествует, ибо «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ея» (Мф.16,18), – сказал Господь.

И вот мы в своем повествовании приближаемся к современности. В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Православной Церкви, и здесь организован мужской монастырь. В конце июля 1991 г. во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были обнесены вокруг собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, а затем поставлены на паперти, и сам Патриарх Алексий II (1929-2008) служил перед ними молебен в благословение новоустрояющейся обители. Тогда же, в память этого события, в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп. Серафима Саровского.

По промыслу Божию, накануне зимней памяти прп. Серафима Саровского, 14 января 1997 г., в Боголюбскую обитель были переведены 63 сестры и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря в целях церковного устроения. Таким образом, в Боголюбской обители разместился женский монастырь, духовником и строителем которого был назначен архимандрит Петр, с октября того же года ставший исполнять и обязанности наместника Боголюбского мужского монастыря. Настоятелем мужского монастыря отец Петр пробыл до его упразднения в 2002 году, получив наградную грамоту от Святейшего Патриарха Алексия «за усердные труды по возрождению обители и благоустроению церковному». С 2003 года отец Петр продолжил труды по строительству и реставрации Боголюбского монастыря и других обителей Владимирской земли, неся послушание настоятеля храмов, строителя и духовника Свято-Боголюбского женского монастыря.

За истекшие годы обитель неузнаваемо преобразилась. Благодаря мудрому руководству о.Петра, детально вникавшего во все строительные, архитектурные, реставрационные работы, монастырь восстал из руин. Сегодня обитель является одним из духовных центров Русской земли. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников за советом, назиданием, словом утешения. Здесь помолившись в святом месте, они ощущают умиротворение и покой в мятущихся душах, унося с собой в сердцах крупицы Божественной благодати. Так продолжают воплощаться в жизнь благие начинания князя Андрея, 855 лет назад основавшего эту святую обитель. 

2011 год

Образ св.Андрея Боголюбского. Фреска Успенского Княгинина монастыря во Владимире В.М. Васнецов. Князь Андрей Боголюбский Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893, акварель