Живое слово

Проповедь в Неделю о блудном сыне

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! 

Это второе воскресенье после двух подготовительных седмиц, предшествующих посту, в которых Церковь обозначает для православных христиан цели, задачи и смысл Великого поста. Сегодня Неделя о блудном сыне, который прообразует нас с вами, на его примере Господь показывает взаимодействие, совмещение в человеке добра и зла.

Мы сейчас поисповедовали грехи и причастились, стали ангелоподобные или наподобие праведников, а через несколько минут, часов, дней мы снова будем блудными сыновьями, т.е. снова будем грешить, через грех удаляться от Бога и блудить за пределами заповедей Божиих. 


«Человек некий име два сына» (Лк. 15; 11), - здесь в Евангелии под сыновьями подразумевается весь род человеческий, праведники и грешники, а под человеком — Милосердный и Человеколюбивый Бог, потому что нам тяжело осознать Божественное достоинство, ибо сколько бы мы ни говорили и на все лады ни восхваляли Бога, мы никогда не сможем передать о Нем какое-либо понятие. Однажды свт. Василий Великий даже приструнил одного христианина, который начал перечислять достоинства Божии. Господь Бог недосягаемый для нашего понятия и восхваления, для нас главное — сложить руки и со смирением сказать: «Каюсь, прости Господи», — и этого достаточно. 

«И рече юнейший ею отцу: отче, даждь ми достойную часть имения» (Лк. 15; 12), - младший сын в этой притче прообразует зло. Сначала человек был создан праведным в лице Адама и Евы, и все сотворенное было праведным и святым, т.е. ангелы. Те из них, которые не отпали от Бога, явля-ются старше и праведнее человека, потому что первое творение, вышедшее из рук Творца, было праведным и чистым. По наущению диавола и вследствие того, что оказалась слабой воля, наши праотцы где-то упустили случай помолиться, попросить помощи Божией и заступничества, и впали в грех. Старший брат — это значит праведность, святость, это прообраз первого человека и не согрешивших ангелов. Господь заложил в каждом человеке дары Духа Святаго и наделил разумом и свободой, чтобы тот по своему желанию распоряжался собой и своими дарованиями, как тем имением, о котором говорится в притче. Некоторые используют свой ум и волю по назначению, другие же идут в страну далече, проявляя своеволие, отходят от Бога и совершают преслушание Божией воле и Его заповедям. Можно привести типичный случай из нашей жизни, например, молодой человек положил в карман диплом института, который ему помогли окончить родители, и поехал подальше от отчего дома и от родных, получил отдельную квартиру и стал жить в свое удовольствие, не то, что в старину, когда все жили в одном доме, где было максимум три-четыре комнаты. Как написано у одного украинского писателя: и две Насти в намысти, и две ляльки в калысти, и два парубки велики, и дальше идет перечисление, и получается около 18 детей, и всем находилось место в доме. 

Сейчас нет, в аристократической семье один возлюбленный ребеночек, эгоистик, которого сделали таким родители, потому что не захотели рожать еще пару для его смирения, не говоря уже про десяток детей, как было в старину. И вот этот сыночек не успел еще возмужать, а уже просит его отделить от родительского попечения, не хочет по своей гордыне жить вместе с родителями. Очень наглядно и легко понять, кто такой старший брат и кто младший, попросивший себе причитавшееся имение. Так вот имение - это, прежде всего Дары Духа Святаго, получаемые нами от Бога в крещении: разум, премудрость, способность к познанию мира, любовь, т.е. все то, что напоминает человеку о Боге - образ Божий, который состоит из свойств Духа Святаго. Без этого человек не может быть не только образом Божиим, но и человеком вообще, он не может спасаться. Это то, что отличает человека от других живых существ, т.е. мы должны быть выше животных, а сегодня, к нашему сожалению и стыду, мы, наверное, бываем ниже скотины. Даже ласточка не вьет гнезда на Благовещение. А мы, пожалуйста, работаем и делаем все, что богопротивно, т.е. вьем плетение греха нашего во все праздники не только на Благовещение, но и на Пасху, на Троицу и другие дни, и потом получаем за это по заслугам. 

«И не по мнозех днех собрав все мний сын, отъиде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно» (Лк. 15; 13), - т.е. захотел отделиться от воли Божией и от Его любви. Но от любви Божией не уйдешь, хоть ты и грешник, Бог все равно любит тебя, Свое создание. Куда мог уйти младший сын? А в никуда, пошел грешить и растратил в беззакониях дары Духа Святаго. Он жил в грехах и не обращался к Богу, чтоб подпитываться Божественной благодатью, которая подкрепляет и обновляет благодатные дары. Это, знаете, как реставрируют иконы или они чудесным образом обновляются, так вот и здесь, обновляется образ Божий в человеке. Когда святая икона по нашему нерадению покрылась копотью, вся в пыли и грязи или потускнел на ней металл, это никак не сказывается на Божеском достоинстве или на том святом, чье это изображение. Наоборот, вся эта копоть показывает нашу душу и сердце, т.е. образ Божий, который потускнел в нас из-за грехов, потому что мы замарали и не чистили его в себе. Икона как бы говорит: «Смотри, Марья, это ты такая, как эта икона, ибо ты образ того, что закоптилось в углу и померкло». И вот этот образ живет далече от Бога без покаяния, без молитв, без приобщения семью церковными таинствами: Крещения, Миропомазания, Соборования, Исповеди, Причастия, Венчания и Священства Это семь источников через которые мы пьем и подкрепляемся небесной водой - благодатью, без которой невозможно прожить. Так вот мы ушли от этого источника воды, текущей в жизнь Вечную, и пошли в самость, растратили всю благодать, ослабли духовно и телесно и в итоге остались ни с чем. 

Так и младший сын, оставшись без своего имения и не получая никаких процентов, т.е. без силы Божией, потому что не способен был молиться и получать Божественное подкрепление, стал питаться свиными рожками: «И желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядя-ху свиния, и никтоже даяше ему» (Лк. 15; 16). Рожковое дерево произрастает в Средиземноморье, у нас - в Грузии и используется на корм скоту. «И шед прилепися единому от житель тоя страны. И посла его на села своя пасти свиния» (Лк. 15; 15). Жители той страны, которая отстоит далече, это были бесы, удалившиеся от Бога. Вот они и не могли ничем напитать младшего сына, т.к. не имеют благодати. Зато как сами жили по-свински и вытворяли то, что следует из отпадения от Божественных законов и богоуда-ления, так блудно научили жить и младшего сына. Понять это сегодня не трудно, если включить телевизор или почитать светскую литературу, или даже посмотреть учебники, которыми пичкают у нас детей в школах масоны, враги нашего Отечества, Православия и Бога. Безбожники и те завыли от негодования, чему учат детей в общеобразовательных заведениях, о чем 200 или 100 лет назад стыдно было даже подумать. А по телевизору показывают разврат всех мыслимых и немыслимых видов и американских ковбоев, разбойников, которые бьются насмерть за наживу и сиюминутные удовольствия. Вот это питание для осви-невшей, обезбожевшей души, и поделом ей такие харчи! Все это сделали в свое время на заре рода человеческого, павши в грех, наши прародители Адам и Ева. 

В качестве старшего сына выступал также богоизбранный народ израильский. Но те потомки Адама и Евы, которые отошли от истинного богопочитания, вытворяли то, что бесы. Они стали всеядные, как свиньи, т.е. грешные. Их пришел спасти Сам Господь, как нам известно из Священного Писания и о чем толкуют святые отцы. Младшим сыном оказались язычники, которым Господь даровал надежду на спасение и облек их в новые одежды, потому что они обратились к Нему и припали к Его стопам, т.е. уверовали во Христа: «И восстав иде ко отцу своему» (Лк. 15; 20). Не так поступил старший сын, вернувшийся с поля со своей работы и позавидовавший младшему брату, в результате чего отверг Христа: «Разгневася же и не хотяше внити» (Лк. 15; 28). Ушел от Бога иудейский народ и до сегодняшнего часа не обратился к Нему, а младший брат хоть и согрешил, удалился в страну далече и напитался ядовитыми для души рожцами, но все-таки вернулся, потому что понял, что питается не той пищей, какую некогда имел в доме своего отца. И пришел он в себя и вразумил-ся не без помощи Божией и благодати, которая осенила его в стране далече. Помните, как Бог спросил у Адама, который спрятался от Него в зарослях: «Адаме, где еси?» (Быт. 3; 9), т.е. как ты оказался далеко от Меня? Так и язычники, будучи потомками Адама и Евы и еще ранее отступивши от заветов своих богобоязненных отцов, тем самым удалились от истинной веры, но потом через проповедь Евангелия вновь обратились к Богу. 

«И тек нападе на выю его и облобыза его» (Лк. 15; 20), -отец припал к младшему сыну, облобызал и обнял его за выю, т.е. Господь окружает кающегося грешника всеми ви-дами забот и прощает ему исповеданные грехи. Жестоко-выйные и гордые люди ходят с высоко поднятой головой, выя у них не сгибается, попробуйте вы посадить двухлетне-го ребенка на такую шею, он не усидит и упадет, так и Бог не может припасть к плечам гордого, потому что не удержится за них. Вот и получается, что гордые сами отрешаются от Бога и Его помощи. А вот когда горе, когда свиные рожки посмиряли и он стал ходить с опущенной головой, то на такую выю уже можно сесть, так и делает Господь, а в притче — отец: «Рече же отец к рабом своим: изнесите одежду первую и облецыте его, и дадите перстень на руку его и сапоги на нозе» (Лк. 15; 22), — одевает своего блудного сына в праздничные одежды. В такие одежды облачаются христиане после крещальной купели, а первые христиане вообще после крещения 40 дней ходили в белых одеждах. Так и мы стараемся им подражать, и после купели человек одевается во все новое, как бы новая рубашка христианина заменяет старую жизнь без Божественной благодати, которая после таинства сходит на душу и та становится невестой Христовой. Как невеста наряжается под венец? Как ангел! Вот такими одеждами украшает и Отец Небесный кающихся и обращающихся к Нему людей. Так же и в притче: младшего сына, пришедшего из страны далече, отец не знал, где посадить и чем угостить, да еще и перстень на руку надел! Перстень - это украшение, которое прообразует дары Духа Святаго, сообщаемые Миропомазанием, вторым таинством после Крещения. Они состоят из христианского достоинства, добрых дел, веры и жизни во Христе. 

Старший сын позавидовал: «Се толико лет работаю тебе и николиже заповеди твоя преступих, и мне николиже дал еси козляте, да со други своими возвеселился бых» (Лк. 15; 29), - так сказал иудейский народ Богу, а Он им как бы отвечал: «Чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть» (Лк. 15; 31). Не только иудеи две тысячи лет назад, но и 100-500 лет назад святые угодники, которые подвизались в горах Кавказа, на Синае или Афоне, могли сказать, что Господь не сделал им никакого увеселения. Но им и не надо: у несогрешающего старшего сына всегда при нем было то, что отец дал возвратившемуся младшему сыну. Подвижни-ки молятся, постятся, не отступают от Бога, и какой у них за это перстень на руках - благодать и дары Духа Святаго! Этим перстнем они передвигали горы! Помните, как Марк Афинский в беседе с другим угодником Божиим, пришедшим его проведать, говорит: «Слушай, есть ли теперь на родине у нас такие святые, которые передвигают горы?» Пока тот был в недоумении от такого вопроса, ведь он знал многих подвижников, но о таких подвигах не слышал, рядом стоящая гора начала передвигаться. Видите, Марк Афинский только спросил, может ли кто передвигать горы, а гора его уже послушалась. Какая же вера и богоугодная ангельская жизнь была у этого святого! 

И вот мы, здесь стоящие, тоже младшие сыновья, потому что возвратились из страны далече, т.е. из греховного мира, покаялись, и через таинство Причащения Господь надел на нас перстень, покрыл благодатью Духа Святаго и заколол тельца упитенного, которого священники приготовили на престоле и дали нам в виде причастия Тело и Кровь Христа. Иисус Христос и называется тельцом упи-тенным, Агнцем, потому что Его Бог Отец еще до сотворения ангелов и рода человеческого готовил к закланию, сколько времени — это известно лишь Одному Богу. Мы называемся младшим сыном, возвратившимся из страны далече, но, выйдя из храма, снова отправимся в бесовскую страну, т.е. будем грешить и вернемся, как тот пес, опять на свою блевотину. Стоит нам только нарушить заповеди и волю Божию, как нас уже поджидают жители той страны — бесы, которые готовы, как волки, на нас напасть и разорвать. В «Известиях» года четыре назад был описан случай, что в Смоленской области один фермер оставил на ночь телят в телятнике без сторожа. А ночью подкралась стая волков, и вожак запрыгнул в телятник через навозную кучу, которая была насыпана вровень с окном. Телята, увидев зверя, в страхе бросились бежать, прорвали ворота и выскочили на улицу, где их уже поджидали остальные волки, так хищники зарезали 47 телят. 

Так вот и наш народ в 1917 году послушал бесовские басни марксизма-ленинизма и ушел от Отца родного, от Бога, в страну далече через социализм, коммунизм, а теперь в демократию. Свергли помазанника Божия - Царя, отреклись от Христа Бога и пошли в бездну. Весь XX век питались рожцами на ниве коммунистического безбожия — политическими, идеологическими, литературными, театральными, школьными, телевизионными - какими только рожцами не кормил нас бес! А куда завтра пойдем, неизвестно. Стыдно сейчас вспомнить и говорить об этом, вот до чего мы сегодня докатились и спустя 85 лет продолжаем питаться свиными рожцами. И будем питаться до тех пор, пока подавляющее большинство русского народа, одержимое безбожием с помраченным сознанием, не обра-тится к Богу! Мы, оказывается, очень упрямые и одержимые, никак не можем прийти в себя и обратиться с покаянием к Отцу Небесному, чтобы Он восставил наш народ и укрепил в Православии. В газетах пишут, на улицах манифестируют и кулаками потрясают, что нам плохо живется. А отчего должно быть все хорошо, если мы поклоняемся бесам, послушны им, а к Богу не обращаемся? Стоит нашему народу сейчас поголовно встать, прийти в церковь, покаяться и сказать: «Отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой» (Лк. 15; 21), т.е. я ослушался Тебя, Господи, растратил все, что Ты мне дал, дары Духа Святаго, перестал быть Твоим сыном, христианином, но прими меня и прости, - и Господь явил бы нам Свою милость и оградил от всех врагов. 

Но мы пошли грешить еще дальше. Как закрутил нас антихрист-сатана, замутил наше сознание, и мы никак не можем восстать от греха, вернуться, как тот младший сын-блудник, к Своему Отцу. Есть в Церковной истории такое предание, как две женщины поехали на исповедь к духовному старцу. Одна едет налегке и думает, что она почти святая, грехи мелкие, не страшно исповедовать, не то, что у спутницы. А та за дорогу вся измучилась, на ее душе лежал страшный груз, и она переживала, как сбросить его быстрей, поисповедо-ваться своему духовному отцу. Когда они приехали, старец говорит первой: «Ты сходи, набери с полмешка мелких камешков». А другой: «А ты принеси огромный камень. И возвращайтесь ко мне». Когда они так сделали, старец дал им новое задание: «Теперь пойдите и рассыпьте каждая свои камешки». Не успели они прийти, он отправил их снова собрать эти камни. Та, у которой был большой камень, знала, куда он закатился, без труда отыскала его и принесла духовнику, а другая стала собирать и не может найти все мелкие камешки, вернулась к старцу и заливается слезами. Старец прозорливый был и знал, как эти женщины ехали к нему, с какими мыслями, и преподал им урок: «Твой валун - это твой большой грех, который ты принесла ко мне и сбросила с себя, а твоя мелочь, щебенка — это мелкие грехи, как мы говорим: грешочки, вроде и ничего страшного нет, а собрать ты их не смогла». Вот и выходит, что за другими все замечаем и осуждаем, а себя только оправдываем, поэтому такие люди, мнящие, что они безгрешные, толкутся и не могут приблизиться к Богу для покаяния. Они опираются на эту щебенку, а она проминается и вминается в песок, и грехи забываются и остаются нераскаянные. А когда огромный камень, т.е. большой грех, тогда человеку тяжело на душе, он чувствует свою огромную вину и старается быстрей прибежать к Богу и сбросить его. Оказывается, в очах Божиих разницы между малым грехом и большим почти нет, по отношению ко Вселенной и к вечности: и тот грех, цена которому копейка, и тот, которому миллион, а с такими грехами в райские обители не попадешь, ибо ничто скверное не войдет в Царство Божие. 

Вот такой смысл сегодняшнего Евангельского чтения. Мы должны во всеоружии вступить в Великий пост, собрать свои каменья, не только большой камень снять с души, но и все маленькие, которые отец духовный велел нам принести ему и сбросить, т.е. покаяться перед Богом и вернуться из страны далече, чтоб нас Отец Небесный и Христос Бог облек в спасительные одежды, надел перстень, т.е. наделил дарами Духа Святаго, и сподобил вкусить закланного тельца, что означает Святое Причащение, тогда мы сможем в радости праздника Пасхи встретить Светлое Христово Воскресение, которое прообразует после исхода из этого временного земного мира нашу встречу с Богом в Царстве Небесном. Аминь.


Архимандрит Петр (Кучер)
03.03.2002 г.


Лиз Свиндл. Возвращение блудного сына. 2005