Живое слово

О поклонах во дни Святой Четыредесятницы

Церковь, руководствуя нас благоговейно стоять в храме Господнем, внушает нам с древних пор во время Великого поста соединять богослужение особенно с коленопреклонениями. Тертуллиан около 190 года по Р. X. писал: "В дни поста и бдения мы не иначе молимся, как с коленопреклонением, стараясь всячески изъявлять наше смирение: тогда мы не только молимся, но и просим о прощении грехов, совершаем дело покаяния".

В дни Святой Четыредесятницы полагаются следующие земные и поясные поклоны.

При произнесении молитвы святого Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего… полагается 16 поклонов, из них 4 земных (великих) и 12 поясных. Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы — Господи и Владыко живота моего.., — полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по-прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы — Дух же целомудрия…— и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третей части молитвы — Ей, Господи Царю… — полагается третий земной поклон.

Затем полагается 12 поклонов поясных («излегка утомления ради») со словами: Боже, очисти мя (меня) грешнаго. Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого Ефрем Сирина, но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произносится на всех седмичных великопостных службах, то есть за исключением суббот и воскресений.

На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений: Богородице Дево, радуйся...; Крестителю Христов..; Молите за ны, святии апостоли...

На Великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования — поясной.

При чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано творить три поясных поклона на каждый припев: Помилуя мя, Боже, помилуй мя.

На Господи сил, с нами буди… и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.

При произнесении священником великого отпуста — молитвы Владыко, Многомилостиве… необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощение согрешений.

После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой..; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа..; 6-го часа: Иже в шестый день же и час..; 9-го часа: Иже в девятый час…) полагается по три земных поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему… — один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-м часе: Что Тя наречем, о Благодатная..; на 3-м часе: Богородице, Ты еси лоза истинная..; на 6-м часе: Яко не имамы дерзновения..; на 9-м часе: Иже нас ради рождейся…) совершается три малых поклона.

В чине изобразительных, во время пения Блаженных: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи.., после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас… полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави.., хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегда полагать поклон (поясной или земной — по дню).

На Литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-й кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паремии: Свет Христов просвещает всех! полагается припадать ниц до земли.

Во время пения: Да исправится молитва моя… моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три земных поклона с молитвой святого Ефрема Сирина. Во время Великого входа, при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне силы Небесныя… полагаются три земных поклона также с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поясной поклон.

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне: поклоны три, и абие упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождаются тремя земными поклонами».