Живое слово

Краткое описание Богослужений

Богослужение Православной Церкви в древнее время в продолжении суток совершалось девять раз, оттого было всего девять церковных служб: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий и шестой часы и обедня (литургия).

В настоящее время эти девять служб соединены в три церковные службы: вечерню, утреню и обедню. Каждое в отдельности богослужение заключает в себе три церковных службы: в вечерню вошли девятый час, вечерня и повечерие; утреня состоит из полунощницы, утрени и первого часа; обедня начинается третьим и шестым часами и затем совершается самая литургия. 

Часами называются такие краткие молитвословия, за которыми читаются приличные к этим временам дня псалмы и молитвы о помиловании нас, грешных.


Недельный круг Богослужений

День богослужебный начинается с вечера на том основании, что и при сотворении мира сначала был вечер, а потом утро. За вечернею обыкновенно служба в храме отправляется празднику или святому, которого воспоминание совершается в следующий день по расположению в святцах. В каждый день года воспоминается или какое-либо событие из земной жизни Спасителя и Божией Матери, или кто-либо из св. угодников Божиих. Кроме этого, каждый день недели посвящен особому воспоминанию. В воскресенье совершается богослужение в честь воскресшего Спасителя, в понедельник мы молимся св. ангелам, во вторник воспоминается в молитвах св. Иоанн, Предтеча Господень, в среду и пятницу совершается служба в честь Животворящего Креста Господня, в четверг – в честь св. Апостолов и святителя Николая, в субботу – в честь всех святых и в память всех усопших православных христиан.


Вечерня

Вечернее богослужение отправляется для того, чтобы благодарить Бога за прошедший день и испросить благословение Божие на наступающую ночь. Вечерня состоит из трех служб. Сначала читается девятый час в память смерти Иисуса Христа, которую Господь принял по нашему счету времени в 3-м часу пополудни, а по еврейскому счету времени – в 9-м часу дня. Затем отправляется самое вечернее богослужение, и к нему прилагается повечерие, или ряд молитв, которые христиане читают по прошествии вечера, при наступлении ночи.

Полунощница

Полунощницей называется церковная служба, которая совершается в полночь, равно как и во всякий час ночи до утра. Христианский обычай освящать богослужением полночь или вообще ночное время, без сомнения, основывается на примере Самого Господа Иисуса Христа (Лк. 6, 12; Мф. 26, 30), Которому подражали Апостолы (Деян. 16, 25) и современные им христиане (1 Кор. 14, 26; Кол. 3, 16). Во время гонения этот обычай получил особенно широкое распространение вследствие того, что ночное время было самым безопасным временем для совершения богослужения. Вместе с тем Святая Церковь всегда имела в виду, что полночь по своей тишине, есть время самое удобное для молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Св. Василий Великий (Посл. 2 к Григорию Назианзину) и другие учители Церкви. Св. Иоанн Златоуст называет это время самым благоприятным для совершения молитв. 


Это, самое раннее и более всех удаленное от мирского шума время, Церковь учит нас посвящать Господу, и предлагает тогда такие молитвы и воспоминания, которые наиболее могут утверждать жизнь христианина в Боге и уповании вечной жизни.


На Полунощнице, после обыкновенных начальных молитв, мы, прежде всего, очищаем себя чувствами покаяния, и потому читаем 50-й покаянный Псалом. Затем чтением 17-й кафизмы (великого 118 Псалма) утверждаем волю свою в законе Божием; т.к. исповедуем с Псалмопевцем, "как блаженны ходящии в законе Господни, как благ он паче тысящ злата и сребра, сладостен паче меда и сота, как умудряет ревнителей своих паче старец, просвещает и вразумляет самих младенцев, как дарует многий мир и другие драгоценные блага любящим Его". Этот Псалом есть один из поучительнейших в целой Псалтири: его воспевает Церковь при воспоминании погребения Спасителева в Великую Субботу; его повторяет при гробе каждого, отшедшего в другой мир; его же положила она повторять и ежедневно, дабы в сердце каждого христианина, как на дверях отшельника, живо начертать важную и приснопамятную истину: "memetо mori" – "помни смерть".
Утвердив таким образом волю свою в воле Божией, христианин, вставши от сна, старается утвердить и сердце свое в истинной вере, для чего читает "Символ Веры". Потом слышим песнь: "Се Жених грядет в полунощи…", и другие песни, напоминающие нам о втором пришествии Господа, да не постигнет оно нас неприготовленных. Но, приводя на память страшный день суда, имеющего решить участь всех на целую вечность, как не воспомянуть отцов и братий наших, уже прешедших предел смерти, и там, где нет места покаянию, жаждущих молитв Св. Церкви? Потому Церковь, под конец Полунощницы, полагает моление за усопших. Это моление начинает она двумя Псалмами: "Возведох очи мои в горы…" – 120, и: "Се ныне благословите Господа вси раби Господни…" – 133; а потом – в песнях и молитве: "Помяни Господи, в надежде воскресения, жизни вечныя, усопшия…" побуждает нас просить усопшим прощения грехов и "упокоения в месте светле, идеже присещает свет лица Божия". Вся Полунощница оканчивается ектеньею, в которой, молясь обо всех живущих, не только любящих, но и ненавидящих нас, молимся и об отшедших отцах и братиях наших.


Кроме Вседневной Полунощницы известны еще – Субботняя и Воскресная. Первая отличается от повседневной почти одной кафизмой – вместо 17-й полагается 9-я. Воскресная же замечательна тем, что вместо чтения кафизмы читается канон Пресвятой Троице. В этом славословии при начале дня, открывшего нам славу Божественного Воскресения, Церковь поставляет чад своих как бы среди Ангелов, немолчно воспевающих славу Триипостасного Бога.


По мнению толкователей богослужения Полунощницу Св. Церковь установила:
Во-первых, с тем, чтобы напомнить верующим молитвенный полунощный подвиг Иисуса Христа перед отшествием Его на вольные страдания. Так, в «Учительном Известии» говорится. «В полунощи идый к вольной страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту его быти, яко капли крове капающий на землю» (Служебник).


Во-вторых, дли постоянного напоминания верующим о страшном дне второго пришествия Христова и последующих за ним воскресении мертвых и последнем суде, так как второе пришествие Христово, по общему верованию Св. Церкви, основанному за притче Спасителя о десяти девах, явится в полночь, «как тать в нощи», для суда над нами. В Полунощнице имеется ряд песнопений, которые изображают это пришествие Господне (тропари: «Се Жених...») и покаянные обращения и вопли души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (Пс. 50, Пс. 36 и 17 каф.).


В-третьих, чтобы призвать верующих бодрствовать и в полночные часы к подражанию ангелам, которые немолчно прославляют Господа, взывая: «Свят, Свят, Свят».


Совершая Полунощницу размышляйте прилежно о том, как Господь наш в полночь, идя на вольную страсть, в саду так прилежно молился, что пот Его был, как капли крови, каплющей на землю, и, как взятый там воинами, подобно злодею, связанный веден был прежде ко Анне (Первосвященнику), и какие здесь потерпел поносные уничижения, оплевания, биения и другие неисчетные страдания, – и все это для того, чтобы освободить нас от греховных уз и от томления и мучительства дьявольского. Если же не придется вам когда-нибудь прочитать, или выслушать Полунощницу, – то, воспоминая кровавые страдания Спасителя в Гефсиманском саду и в архиерейском дворе, сотворите 100 Иисусовых молитв и положите 25 поклонов.


Утреня

После полунощницы тотчас совершается утреня, или такое богослужение, во время которого христиане благодарят Бога за дарованный сон для успокоения тела и просят Господа, чтобы Он благословил дела каждого человека и помог людям без греха провести наступающий день. К утрене присоединяется первый час. Эта служба называется так потому, что отправляется по прошествии утра, при начале дня; за нею христиане просят Бога, чтобы Он направил нашу жизнь к исполнению заповедей Божиих.   


Обедня

Обедня начинается чтением 3-го и 6-го часов. Служба 3-го часа напоминает нам, как Господь в третий час дня по еврейскому счету времени, а по нашему – в девятый час утра был веден на суд к Понтию Пилату и как Св. Дух в это время дня сошествием Своим в виде огненных языков просветил апостолов и укрепил их на подвиг проповеди о Христе. Служба 6-го часа называется так потому, что она напоминает нам распятие Господа Иисуса Христа на Голгофе, бывшее по еврейскому счету времени в 6-м часу дня, а по нашему – в 12-м. После часов совершается самая главная церковная служба – Божественная литургия.


Литургия

Литургия, или обедня, есть такое богослужение, за которым совершается Таинство Св. Причащения и приносится Господу Богу бескровная жертва за живых и умерших людей. Таинство Причащения было установлено Самим Спасителем. Божественная литургия состоит из трех частей, имеющих разное название, хотя разделение это за обеднею и незаметно для молящегося. Проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных – вот части обедни. За проскомидиею приготовляются хлеб и вино для Таинства. За литургиею оглашенных верующие молитвами своими и священнослужителей приготовляются к участию в Таинстве Причащения; во время литургии верных совершается самое Таинство. 


Проскомидия – слово греческое, что значит «принесение». Первая часть литургии называется так от обыкновения древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине хлеб сей называется просфора, что означает с греческого «приношение». Для совершения проскомидии используются 5 просфор в память чудесного насыщения Господом пятью хлебами 5000 человек. Из первой просфоры священник выделяет кубическую часть, потребную для совершения Таинства. Эта часть просфоры называется Агнец, потому что он представляет в себе образ страждущего Иисуса Христа. Из других просфор вынимаются частицы в честь и славу Пресвятой Богородицы и святых, а также и в память всех людей – и живых, и умерших.

Поминать за проскомидией живых и умерших членов Церкви для них очень полезно. Частицы, вынимаемые из просфор на проскомидии за поминаемые души, погружаются в Животворящую Кровь Христову, а Кровь Иисуса Христа очищает от всякого зла.

Литургия оглашенных – часть литургии называется потому, что к ее слушанию, кроме крещеных  и допускаемых до причащения, допускаются и оглашенные, т.е. готовящиеся к крещению и кающиеся, не допускаемые до причащения. 

Литургия верных – самая важная часть Божественной литургии. Она начинается с особого песнопения – Херувимской песни. Эта песнь называется Херувимскою как от первых начальных ее слов, так и потому, что она заканчивается песнею херувимов – аллилуиа. Во время пения Херувимской песни совершается Великий вход, или перенесение приготовленных на проскомидии Св. Даров – хлеба и вина – с жертвенника на Св. Престол. А затем следует Евхаристический канон, во время которого происходит пресуществление Св. Даров, т.е. хлеб и вино становятся истинным Телом и истинною Кровью Христовой.

Завершается литургия верных причащением духовенства и мирян.

Храмовое богослужение