Живое слово

Богослужения Страстной седмицы

Великую пользу для души можно получить, если посещать богослужения страстной седмицы. Воспоминание предательства Иуды, Тайная Вечеря, чтение 12 Евангелий, вынос Плащаницы и чин погребения, все эти службы наполняют душу особыми чувствами, и молясь за богослужениями страстной седмицы, с особой радостью встречаешь и Пасху Христову. Ведь вся святая четыредесятница, лишь готовит нас к воспоминанию Страстей Христовых, а страстная седмица готовит к Празднику праздников, к Пасхе.

Подробнее...Каждый день Страстной недели несет определенный смысл, и вспоминаются разные события последних дней Спасителя: первые три дня посвящены воспоминаниям о последних проведенных Иисусом с учениками и народом беседах.

В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона.

Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии),  умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей.

В этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии. Тропарь дня "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувший. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе".

День Великого пятка (пятницы) посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) совершается т.н. "Последование Страстей Господних", за которым читаются 12 фрагментов из Евангелий.

В знак напоминания о мучительной Смерти Спасителя, на середину храма, во второй половине дня, выносят Святую Плащаницу. Она представляет собой изображение Христа в гробе, тем самым вспоминается нами то, как тело Его было снято с креста и, непосредственно Его погребение. После этого бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы. Верующими, после того как вынесут Плащаницу, совершается перед ней благоговейные поклонения.

Великая Пятница является, несомненно, самым скорбным днем Церковного года, именно в этот день состоялось распятие и смерть Христа. Будучи распятым, на кресте с двумя разбойниками, на Голгофе около Иерусалима, Иисус шесть часов молился Отцу своему – Господу Богу, о спасении душ человеческих от порабощения грехам и, вымаливая души наши от вечного рабства диаволу.

Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Это день строгого поста, когда ничего нельзя есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы. Это день самого строгого поста в году.

В Великую субботу, или как еще называют ее – в Тихую, Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением.

На утрени, под сопровождение погребального звона колоколов, плащаницу обносят вокруг храма, ну а уже в полночь начинается богослужение в честь Пасхи и продолжается оно все ночь.

А в Иерусалиме, непосредственно на месте произошедших событий, в Воскресном храме происходит особой действие, придающее особую значимость Великой субботе – это Чудесное зажжение благодатного огня Иерусалимским Патриархом, происходит это Таинство на протяжении достаточно длительного времени, еще с тех древних времен и по сей день, является свидетельством истинной Верой христиан.

И, конечно же, Великая суббота – это приготовление всех верующих, к встрече Великого праздника – Христова Воскресения, в храмах, после богослужения, происходит освящение пасок, куличей и пасхальных яиц, после прочтения священником особой молитвы и окропления приношений святой водой.

В дни Страстной седмицы нужно стараться почаще бывать на службах, а также усилить свой личный постный подвиг. Страстная – время особых искушений, поэтому следует быть особенно внимательными к своей душе, чтобы не погубить весь труд поста. Постящийся должен быть внимательным и бдительным как часовой на посту, чтоб и на выстрел не подпускать духов праздности, уныния, гнева и ссоры.