Вестник монастыря

Свято-Боголюбский женский монастырь

Краткая история обители

Свято-Боголюбский монастырь, один из древнейших на Руси, основан блг.вл.кн. Андреем Боголюбским в 1155-57 гг. на месте чудесного явления ему Божией Матери. В память о видении князь повелел написать образ Богоматери так, как Она ему явилась – в полный рост с воздетыми в мольбе ко Господу руками. Икона была названа Боголюбивой (Боголюбской) и в течение веков прославилась многочисленными чудесами. Самое известное – спасение жителей г. Владимира от эпидемии моровой язвы в 1771 году. В память об этом был установлен ежегодный крестный ход, совершаемый и ныне накануне 1 июля – дня празднования Боголюбской иконы.

Сохранилась летопись Свято-Боголюбовского монастыря, составленная игуменом Аристархом, который управлял обителью с 29 октября 1762 г. по 9 февраля 1767 г. В декабре 1770 года игумен Аристарх был назначен настоятелем Оптиной Пустыни, где и скончался в январе 1775 года в возрасте 58 лет. После его кончины и была найдена рукопись летописи Свято-Боголюбской обители. В ней отражены основные моменты жизни монастыря, указаны даты всех татарских набегов, разорявших град Владимир и его окрестности, описаны грамоты, подтверждающие царские милости Свято-Боголюбскому монастырю.

Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился св. князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. Святитель Московский митрополит Петр, будучи еще на Владимирской кафедре, совершал здесь богослужения. А в 1360 г. здесь был и Московский святитель митрополит Алексий. С 1364 по 1373 гг. тут подвизался Суздальский епископ Иоанн, причисленный позднее к лику святых. Летом 1475 года постройки древнего Боголюбова монастыря осматривал известный итальянский архитектор Аристотель Фьораванти. В 1552 г. во время похода на взятие Казани сюда заезжал помолиться царь Иоанн IV. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. Сюда приезжали на богомолье патриархи Московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья.

13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти св.блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

В XIX веке в обители, как и во всей России, был духовный расцвет: увеличилось число насельников, строились новые корпуса, в 1842 году была построена новая монастырская колокольня (высотой 58 метров), а за 11 лет (1855–1866 гг.) был выстроен новый пятикупольный соборный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами в честь свв. праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны и свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из самых больших храмов в Центральной России – вмещает около 5 тысяч молящихся. Он был сооружен на средства московской купчихи Анны Герасимовны Алексеевой с сыновьями по проекту губернского архитектора Я.М. Никифорова, взявшего за основу образцовые разработки К.А. Тона. Денежных средств купцов Алексеевых не хватило, и с 1860 года братия обители ездили в окрестные губернии, ища благотворительной помощи для завершения строительства. Благодаря пожертвованиям благодетелей постройка собора была завершена. В строительстве храма принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество.

Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.

Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление. В 70-х гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями. Освящал храм в 1866 году святитель Феофан (Затворник), который тогда являлся правящим архиереем Владимирской епархии.

В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. С 1882 года стал резиденцией викарных архиеереев. К началу XX века братии в обители было около 75 человек.

Монастырь также имел подворье в г. Владимире. Один его одноэтажный дом с мезонином в 1880 г. был отделан под помещение приюта для престарелых и безродных лиц духовного звания. Второй дом, выстроенный в 1877 г., был двухэтажный деревянный, и в нем находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Кроме того, у обители было два приписных монастыря: Покровский в 1,5 верстах и Николаев-Волосов в 27 верстах от Боголюбова. В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря, основанного в 1165 г. кн. Андреем Боголюбским, ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители. Покровский монастырь в древности был женский, а позднее был преобразован в мужской.

 Двадцатый век

Последним настоятелем Боголюбского монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель-исповедник Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых.

После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них, как бывший настоятель монастыря архимандрит Александр (Григорьев) – расстрелянный 7 января 1938 г. в Красноярской тюрьме и иеромонах Владимир (со слов старожилов), приняли от рук безбожников мученическую кончину.

Сослан был и иеромонах Дамаскин (Жабинский Димитрий Иосифович). В июне 1923 года о. Дамаскин поехал в г. Усть-Вымь Зырянской области, чтобы добровольно разделить ссылку со своим духовным наставником епископом Афанасием, привез ему необходимые вещи, в том числе облачения и богослужебные сосуды. В ссылке о. Дамаскин был рукоположен еп. Афанасием в иеромонаха. С июля 1924 по январь 1925 года он жил вместе с владыкой в селах Усть-Кулома и Керчемье Зырянского края.

Дважды арестовывался священник Иосиф Потапов, 1899 года рождения. До революции он был послушником в Боголюбском монастыре, состоял келейником еп. Евгения (Юрьевского), а затем был келейником еп. Афанасия, который и посвятил его в священный сан.

Официальной датой закрытия Боголюбского монастыря можно считать 3 июня 1923 года. Богоборцами не случайно была выбрана эта дата, ведь именно с 3 июня начинался в течение вот уже полутора веков крестный ход во Владимир с Боголюбской иконой Божией Матери. Именно эта дата стоит на акте-описи «конфискованного имущества у ликвидированного Боголюбовского монастыря».

В годы ВОВ в монастыре размещался учебный центр – полковая школа по подготовке новобранцев, было три выпуска по 150 человек, принявших здесь присягу и отправленных на фронт. В среднем ярусе колокольни вплоть до реставрации 2012 г. сохранялись надписи – «Тяжело в ученье – легко в бою» и т.п.

В последующее время в Боголюбове размещалась администрация районного центра, и многие монастырские здания были заняты под различные учреждения: райисполком, банк, отделение милиции, почту, телеграф, больницу и поликлинику. В соборе в честь Боголюбивой иконы Божией Матери было устроено хранилище для зерна, в боковых приделах – склады медикаментов, стеклотары и даже бочкового пива. Вплоть до начала 80-х гг. монастырские корпуса использовались для своих целей и нужд различными организациями, здесь же были расположены и жилые квартиры.

В 1960-80 гг. Госстроем СССР и Академией художеств СССР по согласованию с Владимирским облисполкомом и союзом художников РСФСР велись разработки по устройству на территории Свято-Боголюбского монастыря Центра перспективных проблем архитектуры (ЦППА). Были составлены чертежи и схемы, сметы. По этому плану в монастырских зданиях должны были быть устроены гостиницы на 32 и 40 номеров, а в самом соборе предлагалось сделать выставочный зал, кинозал, лекторскую аудиторию, фотолабораторию и т.п., но грандиозные проекты архитекторов не состоялись.

Восстановление обители

Верующие жители поселка Боголюбово и окрестных деревень обратились к властям с просьбой об открытии Свято-Боголюбского собора для совершения в нем богослужений. Прихожане обошли множество инстанций (пришлось даже обращаться в Москву), пока было получено разрешение на передачу церковной общине Боголюбовского собора.

В 1991 г. часть монастырских зданий была возвращена Православной Церкви и здесь организован мужской монастырь. В конце июля 1991 г. во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были обнесены вокруг собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, а затем поставлены на паперти, и сам патриарх Алексий II служил перед ними молебен в благословение новоустрояющейся обители. Тогда же, в память этого события, в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп. Серафима Саровского.

Промыслительно, что именно в канун памяти прп. Серафима Саровского 14 января 1997 г. в Свято-Боголюбский монастырь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в целях церковного устроения из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря были переведены 63 сестры вместе с духовником архимандритом Петром (Кучером), которые и приступили к восстановлению обители.

Таким образом, в Боголюбской обители разместился женский монастырь, духовником и настоятелем монастырских храмов которого был назначен архимандрит Петр, а настоятельницей монастыря – монахиня Елена (Богдан). С 2003 по 2006 гг. настоятельницей монастыря была игумения Иулиания (Подолянко). В 2006–2010 гг. обязанности  настоятельницы исполняла монахиня Георгия (Курчевская). В настоящее время – с ноября 2010 года настоятельницей обители является игумения Антония (Шаховцева).

В 1998 году архимандрит Петр был утвержден и в должности наместника Боголюбского мужского монастыря (в конце 2002 года переведенного в г. Владимир на место древнего Свято-Алексеевского). Благодаря мудрому духовному руководству владыки Евлогия, детально вникавшему в духовные и материальные нужды обители и отцу Петру, организовывавшему как богослужебную жизнь обители, так и все строительные и хозяйственные работы, монастырь за считанные годы восстал из руин и не только преобразился внешне, но и стал одним из духовных паломнических центров Руси.

Первым делом было налажено ежедневное совершение богослужений, чтение Неусыпаемой Псалтири, организован монастырский хор. Приезжавшие в монастырь паломники активно помогали ремонту монастырских зданий. Уже 25 мая 1997 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием был освящен престол в отреставрированном трапезном Благовещенском храме XVII в. А с середины июня 1997 г. возобновлены службы и в соборе Боголюбской иконы Божией Матери (до этого богослужения совершались в цокольном храме прп. Серафима Саровского).

При поступлении в обитель более 40 сестер продали свои квартиры в миру и вложили деньги в кассу монастыря, многие привезли свои сбережения. На эти средства были куплены в Екатеринбурге гранитные и мраморные плиты, и уже к Пасхе 1999 года в Боголюбском соборе был выложен полированным гранитом пол, сделана мраморная белоснежная солея, алтарный пол, престол, жертвенник, Горнее место. В мастерских «Софрино» по спецзаказу изготовлено большое паникадило для Боголюбского собора и девять малых паникадил. Собор был полностью отштукатурен и побелен снаружи самими сестрами, а внутри было проведено паровое отопление. Купола монастырских храмов окрашены в голубой Богородичный цвет, а на Боголюбском соборе заново перекрыты в 2012 году. 

По инициативе архимандрита Петра пять сестер (имевших художественные способности) стали обучаться иконописи при иконописной школе в Троице-Сергиевой Лавре. В скором времени в монастыре была открыта своя иконописная мастерская. Самими сестрами обители под руководством опытного реставратора полностью отреставрирована и восстановлена внутренняя роспись собора (на этих работах было задействовано более 30 насельниц). В 2002 году в Боголюбском соборе установлен новый трехъярусный резной позолоченный иконостас, изготовленный в Софрино на средства благотворителей.

Был произведен как наружный, так и внутренний ремонт всех монастырских зданий. Возведены многочисленные хозяйственные постройки и мастерские. Вся территория монастыря расчищена от хлама и заасфальтирована, разобраны старые сараи, на их месте посажен фруктовый сад. Выложена плиткой (в 2015 году брусчаткой) площадь перед древним Богородице-Рождественским храмом.

Отштукатурена и побелена колокольня. Устроенный в ее среднем ярусе храм в честь Успения Пресвятой Богородицы частично отреставрирован и 27 августа 2001 года храм был освящен малым освящением. В тот же день архиепископ Евлогий отслужил первую Всенощную после почти 80-летнего перерыва. На колокольню повешены новые колокола, весом 1050, 2500 и 8000 кг, отлитые на колоколитейном заводе в Тутаеве (Романово-Борисоглебск) Ярославской обл. 

По проекту и при непосредственном участии архимандрита Петра восстановлена часовня блгв. князя Андрея Боголюбского, оформлены арки въездных ворот монастыря, построен новый сестринский корпус и часовня с купелью на святом источнике за стенами монастыря.

С первых же дней пребывания в обители было налажено подсобное хозяйство, устроен коровник, приобретены сельхозугодья в Суздальском районе, где в летний период трудятся насельницы монастыря.

Церковно-миссионерская деятельность обители

По благословению владыки Евлогия в 1999 г. в г. Суздале был открыт древний Ризоположенский монастырь, основанный еще в 1207 г., где подвизалась прп. Евфросиния Суздальская. На должность настоятельницы была назначена казначея Боголюбского монастыря монахиня Екатерина (Иванова) и с ней направлены еще восемь насельниц для возрождения монашеской жизни в древних стенах. Первые годы Боголюбский монастырь деятельно участвовал в восстановлении Ризоположенского собора монастыря, сестринского корпуса и становлении богослужений.

Также по благословению правящего архиерея с 2001 года силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря началось обустройство иноческой обители в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. По преданию там тонул во время купания царь Иоанн Грозный, возвращавшийся после взятия Казани в Москву. Он был чудесным образом спасен, и выстроил по обету деревянный храм в честь Преображения Господня. В XIX веке на этом месте был построен каменный храм, разоренный в 60-е годы 20-го столетия.

За истекшие годы силами Свято-Боголюбского монастыря храм был полностью восстановлен как снаружи так и изнутри. Для него в обители сестрами-иконописицами написан иконостас, изготовленный по проекту архим. Петра. На подворье выстроены новые корпуса, хозяйственные помещения, заведено подсобное хозяйство, проложены километры асфальтовых дорог по вековому бездорожью. В 2006 году в 500 м южнее от подворья на старинном целебном источнике святого мученика Вонифатия выстроена часовня с купелью, а в 2016 г. часовня с купелью на Казанском источнике на берегу р. Клязьмы. В настоящее время там подвизается более 80-ти сестер, в храме ежедневно совершаются богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь.

По благословению архиепископа Евлогия в октябре 2001 г. от Свято-Боголюбского монастыря было открыто подворье в с. Санино Суздальского р-на. Из числа насельниц Боголюбского монастыря были направлены десять человек для несения послушания на подворье – они и стали первыми насельницами образованной обители, а эконом монастыря мон. Ирина (Котикова) – настоятельницей. В первые годы становления Санинской обители Свято-Боголюбским монастырем оказывалась существенная помощь в ее обустройстве.

Также из Свято-Боголюбского монастыря были направлены нсельницы на Крестовоздвиженское подворье в с. Снегирево Кольчугинского р-на.

С 2000 по 2010 гг. при монастыре функционировал детский приют, в котором проживали и обучались за эти годы более 150 детей. Многие из воспитанниц приюта поступили в число насельниц монастыря.

Свято-Боголюбским монастырем полностью восстановлен приписной Ильинский храм в с. Янево Суздальского р-на, где с 2007 года уже было начато совершение богослужений. Первую всенощную на престольный праздник 1 августа 2007 г. в сослужении духовенства совершил архиепископ Евлогий. В 2014 году храм был передан приходской общине.

По просьбе ректора Владимирского Государственного Университета в 2008-2009 гг. монастырь принимал участие в обустройстве Кирилло-Мефодиевского университетского храма. Силами монастыря был изготовлен иконостас, сделаны престол и жертвенник, пошиты алтарные облачения. Сестрами монастыря написана большая храмовая икона святых, пожертвовано паникадило, богослужебная утварь, набор колоколов на колокольню.

Летом 2015 года силами и средствами Свято-Боголюбского женского монастыря началось восстановление Свято-Никольского храма в с. Лаптево Камешковского р-на при котором строится новое монастырское подворье. Первая Божественная литургия в Свято-Никольском храме состоялась 19 декабря 2015 года на храмовый праздник свт. Николая Чудотворца.

В настоящее время в Боголюбской обители подвизается более 160 сестер. Жизнь в монастыре идет размеренной чередой – ее насельницы работают на многоразличных послушаниях, восстанавливают кропотливым трудом святую обитель и трудятся над устроением и внутренней своей храмины – души, созидая ее в обитель Духа Святаго.

За истекшие 20 лет неустанных забот и трудов Боголюбская обитель неузнаваемо преобразилась. Сегодня обитель является одним из духовных центров Русской земли. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников за советом, назиданием, словом утешения. На престольный праздник обители – 1 июля сюда собираются до пяти тысяч богомольцев, которые принимают участие в крестном ходе. Помолившись в святом месте, они ощущают умиротворение и покой в мятущихся душах, унося с собой в сердцах крупицы Божественной благодати. Так продолжают воплощаться в жизнь благие начинания князя Андрея, более 860 лет назад основавшего эту святую обитель.