Вестник монастыря

Крестный ход возвращается

30 июня состоялся традиционный крестный ход с Боголюбской иконой Божией Матери из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь. Возглавил шествие епископ Муромский и Вязниковский Нил с сонмом духовенства Владимирской митрополии. А в монастыре крестный ход встречали сразу три архиерея – митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, митрополит Евлогий и епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий.

В крестном шествии, этом ежегодном торжестве православия, шли монашествующие и сестры милосердия, хоругвеносцы и семинаристы, военнослужащие и ученики воскресных школ, а также тысячи мирян, простых прихожан, глубоко верующих и только становящихся на путь воцерковления – всех объединяет этот крестный ход, премудро устроенный Промыслом Божиим и благословленный нашими духовными предками в конце XVIII века. А ведь этого великолепного шествия могло и не быть – ни тогда, двести пятьдесят лет назад, ни сейчас, в начале XXI века.

Немного истории: в 1771 году во Владимире свирепствовала эпидемия «моровой язвы». Россия вела войну с Турцией, эпидемия с юга через войска распространилась в центральные губернии России – как знать, может это было своего рода «бактериологическое оружие» прошлого. Так или иначе, но от инфекции вымирали целые города, в народе начинались брожения против властей, зрели крестьянские бунты.

Как всегда, в сложные периоды жизни, все вспоминают о Боге – и в ответ на сугубые молитвы духовенства и благочестивых мирян, Пресвятая Богородица явилась во сне сразу нескольким простым владимирцам, повелев принести Ее чудотворную икону из Боголюбского монастыря в город Владимир и обойти его с крестным ходом и молебным пением. Городское начальство, выслушав народных ходатаев, решило посоветоваться с начальником «департамента здравоохранения» – городским лекарем тогда был выходец из немецкой протестантской семьи господин Флейшер. Он веско заявил, что при большом стечении народа эпидемия усилится, и в проведении крестного хода было отказано. Но волнение в народе возрастало, и власти уступили. Епископ Владимирский и Суздальский Иероним (Формаковский) с духовенством 22 октября вынес древнюю икону из Боголюбского монастыря и с молебным пением ее внесли в город. Жители Владимира плакали от радости, в благоговейном трепете падали на колени, каялись и молились. На следующий день из числа двухсот заболевших практически все выздоровели (умерло только трое), резко грянули морозы и эпидемия прекратилась. Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!» – и вместе с семьей перешел из лютеранства в Православие.

С этого времени Боголюбская икона стала считаться главной святыней, к которой прибегали при всех последующих «моровых поветриях» в России – особенно прославились списки Боголюбской иконы Божией Матери прекращением эпидемий холеры в 1831 году в г. Усмани Тамбовской губернии и Тейково Владимирской губернии. Также известными списками Боголюбской иконы являются Московский (находился в часовне у Варварских ворот Кремля), Тарусский – в Калужской области, Зимаровский – в Рязанской области, Угличский и многие другие, по молитвам перед которыми верующие получали исцеления от холерных эпидемий 1831, 1848, 1853 и 1870 гг.

А во Владимире тем временем было составлено ходатайство императрице Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Высочайшее разрешение вскоре было получено, и уже с 1772 года установилась во Владимире эта благочестивая традиция.

Стечение народа 20 мая по старому стилю /2 июня н.ст. – в день выноса иконы из Боголюбово во Владимир было огромным – в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе – ее носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А 17/30 июня (накануне 1 июля н.ст.) – дня памяти Боголюбской иконы – ее также многолюдным шествием возвращали в обитель. Причем, если в город икону вносили через с. Доброе, то обратно в Боголюбово шли из храма Архангела Михаила с. Красное.

Крестные ходы с Боголюбской иконой были прекращены по решению властей в 1924-ом, а с 1995-го возобновлены вновь. И в этом году, впервые за 25 лет возрождения традиции, крестному ходу вновь угрожала опасность отмены, причем не от немецких лекарей и не по решению органов ГПУ, а от простых чиновников из руководства федеральной трассы, якобы крестный ход помешает дорожному движению и создаст препятствия и пробки, чем вызовет волнения в народе. Да только волнения в народе, как и 250 лет назад, вызвали наоборот, слухи в интернете о возможном запрете крестного хода. По Божией милости, удалось духовным властям достичь договоренности, и крестный ход прошел с Боголюбской иконой 30 июня с 14 до 15 45 по обычному маршруту – из храма святых Константина и Елены бывшего села Доброе до Боголюбского монастыря.

А хорошо бы продолжить традицию и возвращать икону в монастырь из села Красное – пройти по «Пекинке» – ведь чем больший участок дороги будет освящен крестным ходом, тем он будет безопаснее для пользователей. Может быть, настанет день, когда чиновники из дорожного управления, и все скептики, противящиеся крестным ходам, поверив в чудо, и сами пройдут в праздничном шествии под покровом Боголюбской, ощутив на себе благодатную помощь Пресвятой Богородицы…

Больше фотографий с праздника смотрите в фотогалерее.