Вестник монастыря

Крестный ход во Владимир

1 июня в пятницу в 20-00 из Боголюбского монастыря состоится крестный ход в г. Владимир (в храм равноапп. Константина и Елены) с Боголюбской иконой Божией Матери, а 2 июня – из Доброго в Успенский собор. Приглашаем всех принять участие.

Для духовно-исторической справки можно пояснить следующее. До революции так и говорили во Владимире, что на Владимирскую празднуем «изнесение». Износили в город из Боголюбского монастыря чтимую святыню, и этот день изнесения был главным церковным праздником обширной Владимирской губернии, объединявшим в себе празднование сразу двум чтимым русским иконам – и Владимирской, и Боголюбской.

Это церковное торжество несет в себе и отголосок исторической скорби владимирцев об утраченном столичном первенстве, и унесенной в новую столицу – Москву – Владимирской иконе. Поэтому так обильно и изливается на Боголюбскую икону вся эта «нерастраченная любовь»: недолго пробыл град Владимир столицей, не уберегли владимирцы от рук убийц возвеличившего их город князя Андрея, всего два с половиной века и простояла в городе принесенная князем из Киева Владимирская икона. Вот и берегли все, что осталось от былого величия и церковного благолепия.

В далеком 1395 году, спустя всего 15 лет со времени Куликовской битвы, Руси вновь угрожали полчища монголо-татар: войска Тамерлана стояли на Дону у Ельца. Тогда-то и вспомнили москвичи про чудотворный образ в древней столице, с которым некогда князь Андрей побеждал булгар. Поскакали нарочные от великого князя Василия и митрополита Киприана во Владимир. Мало кто знает, что тогда Боголюбивая икона Божией Матери вместе с Владимирской были увезены в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. Смирились до зела владимирцы – сразу две святыни покидали город, утешало только то, что ради великой цели и общего дела.

Иконы торжественно – с молебным пением и крестным шествием встречали на подступах к Москве, где в память об этом позднее был основан Сретенский монастырь. В это время Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану в грозном видении и повелела оставить русские пределы, и он, пораженный трепетом, увел свои войска прочь. Русь была спасена.

Чтимые иконы так и оставались в столице – для ограждения ее и впредь от нахождения иноплеменных. Но когда обстановка более-менее умиротворилась, в Москву митрополиту и великому князю поступило челобитье от владимирского духовенства: вернуть хоть одну из святынь – а конкретнее – Боголюбивую икону Богородицы на Владимирскую землю. Смирились владимирцы с тем, что покинула их Владимирская икона – покровительница духовных столиц. 

Написанная еще святым апостолом-евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовало святое семейство, икона из Палестины была увезена в Константинополь. Из столицы Византии с патриаршим благословением передана в первую столицу Руси – Киев, откуда по особому откровению вывезена благоверным князем Андреем в новоустроенную им столицу – град Владимир. А как столицей стала Москва, стало быть и Владимирской иконе там стоять на страже Православного Отечества.

Но Боголюбская-то икона даже написана была на Владимирской земле, значит и должна пребывать на том месте, на котором явлена. И московские власти уважили ходатайство владимирцев, вернули икону в Боголюбский монастырь, правда не сразу: с нее был сделан искусный список, который и оставили в Москве. 

Сохранилась память о том, что в 1432 году вел. князь Московский Василий Васильевич Темный (1425–1462 гг.) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца. Со временем этот образ стал «охранной иконой» русских царевичей. С него потом стали во множестве списывать копии, дорисовывая предстоящих перед Богородицей московских великих князей и святителей. А Боголюбский образ с почестями вернули в Боголюбскую обитель во утешение верным.

А когда в 1772 году церковное руководство испрашивало изволения императрицы Екатерины на проведение крестных ходов с Боголюбской иконой по губернии, была выбрана именно дата, приуроченная к празднованию Владимирской иконе. Боголюбская икона как бы приходила на место ушедшей в Москву святыни и становилась связующим звеном еще с той, домонгольской Русью и белокаменным величием стольного града Владимира, обустроенного усердием блгв. вл. князя Андрея Боголюбского.

В течение полутора веков: с 1772 по 1923 гг., ежегодно износили Боголюбскую икону во Владимир 20-21 мая (по новому стилю 2-3 июня). Такое торжество нельзя было сравнить ни с каким государственным праздником. Если с недавних пор появился обычай праздновать «день города», то это был даже не день города, а престольный праздник всей Владимирской губернии. Икону встречали поистине по-царски. Наверное, празднование Владимирской иконе в Москве не всегда собирало такое количество верующих, сколько съезжалось во Владимир к этому дню. На соборную площадь стекалось до 18 000 тысяч человек, не считая духовенство и выстроенные шпалерами войска. Праздничные службы и сам крестный ход были обставлены с византийской пышностью и великолепием. 

В течение месяца икону по воскресным и праздничным дням переносили из храма в храм, таким образом обходя весь город по кругу крестным ходом. Кроме того, по желанию верующих, образ Богоматери носили для служения сугубых молебнов в частные дома, в обязательном порядке – в дом губернатора (где сейчас размещается владимирское телевидение), в дворянское собрание, в приюты и богадельни. Ну и конечно, по вере народа, Божия Матерь являла просящим чудеса исцелений. Почитание Боголюбской иконы было огромным и за пределами губернии, о чем свидетельствуют ее многочисленные чудотворные списки: Боголюбская Московская, Усманская (Тамбовская губ.), Зимаровская (Рязанская губ.), Тарусская (Калужская губ.), Угличская и другие.

Практически во всех уцелевших храмах бывшей Владимирской губернии (а это и части нынешних Ивановской, Ярославской, Нижегородской, Рязанской областей) сохранились настенные росписи явления Богоматери блгв. князю Андрею Боголюбскому, списки Боголюбской иконы дореволюционного письма и даже освященные в честь Боголюбской иконы алтари. Так, например, многие знают про чудотворный Животворящий Крест Господень в с. Годеново Ярославской области, но мало кому известно, что стоит он в Боголюбском приделе храма в честь свт. Иоанна Златоуста.

Конечно, в наши дни возрождается вместе с поруганными храмами и почитание древних святынь. Полностью возрождена традиция крестных ходов с Боголюбской иконой. Но как возродить веру в народе? Оскудело наше время на праведников, которые наперебой по обету несли тяжелые носилки с иконой – носилки и сейчас нелегкие, их несут по шесть человек, а раньше икона была еще и в серебряном окладе. Владимирские мужики целый год ждали этого дня, занимали очередь, кто с кем будет меняться, чтобы хоть версту пронести икону, а некоторые давали обет и целый крестный ход несли, не сменяясь – в благодарность за исполнение прошений или с молитвенной просьбой в житейских нуждах: купец нес и молился, чтоб долги отдать и купеческие дела управились; крестьянин, чтоб урожай был да дом сыну удалось построить; чиновник шел и просил, чтоб больная чахоткой дочь исцелилась…

Женщины с детьми на руках становились на пути шествия иконы на колени, чтобы над ними пронесли благословенную святыню. Крестьяне, купцы, дворяне – все шли в едином молитвенном порыве, ведь помощь и благодать Божия нужна всем, без различия чинов и званий, без нее мы не жильцы ни на этом свете, ни в будущем. И каждому давалось по его вере и усердию, Русь процветала.

А сейчас даже двух десятков верующих мужчин не набирается, чтобы могли икону по очереди нести – по просьбе духовенства приезжают военнослужащие нести тяжелые носилки с иконой, да вместо шпалеров войск – две-три машины полиции «по разнарядке» – вот и все почетное сопровождение. «Просите и дастся вам», – сказано Спасителем в Евангелии, так ведь где просим?

Вместо того, чтобы пройти два часа крестным ходом и помолиться Божией Матери о своих проблемах и скорбях, многие предпочитают выстаивать многочасовые очереди в соцзащитах и собесах, поликлиниках и пенсионных фондах… Вот бы горожане, хоть десятая часть, а это тысяч тридцать, прошлись бы крестным ходом – сопроводили бы икону Божией Матери почетным эскортом! Да на Владимир бы тогда манна небесная посыпалась! Но ходят, увы, человек триста. А если к 30 июня и бывает полторы – две тысячи, так из них половина приезжих из Москвы, Липецка, Воронежа, Нижнего. Как говорится, нет пророка в своем Отечестве.

Подмечено уже и в наши дни, кто с верой помолится о своей нужде и пройдет крестным ходом, приложится к Боголюбской иконе, причастится на праздник – и Божия Матерь обязательно помогает: какие-то вопросы словно сами собой решаются, какие-то проблемы отпадают, а случаются и явные чудеса: особенно часто дотоле неплодные супруги обретают чадородие и несут прикладываться к иконе своих вымоленных младенцев. Будущее России зависит от нашего благоговения к нашим святыням, от нашего отношения к вере и спасению души.

Так не пора ли сделать самое главное – восстановить историческую справедливость и вернуть древнюю Боголюбивую икону из музея в соборный храм Боголюбской обители, для которой он собственно и был выстроен?! Если уж некогда великий князь Московский и всея Руси Василий отпустил Боголюбскую икону в Боголюбский монастырь, уступая просьбам Владимирского духовенства, то что еще говорить? 

В отреставрированном Боголюбском соборе можно разместить древнюю святыню и создать надлежащие условия для ее сохранности. Нельзя держать светильник под музейным спудом, но надо поставлять его на «свещнице, да светит всем», как сказано в Евангелии. Особенно важно сделать это сейчас – во все тяжелые периоды русской истории народ прибегал к святыням – выносились крестными ходами чтимые иконы, совершались сугубые молебствия перед святынями – и враги отступали, беды миновали…

Как говорил в одной из своих проповедей духовник монастыря архимандрит Петр (Кучер): «Сегодня, может быть, как никогда ранее, в наше последнее, апокалиптическое время, мы должны каяться и просить Пресвятую Богородицу о помощи. Должны молиться об исцелении от еще одной страшной болезни – чумы безбожия, богоборчества и богоотступничества. Ибо на наших глазах происходит невиданный еще в истории Церкви по мощи, масштабу и многообразию форм штурм Святого Православия. Молитвами Пресвятой Богородицы да защитит Господь Русскую землю, укрепит Православную веру и возродит былую славу нашего Отечества. Пресвятая Богородица, спаси нас!».