Вестник монастыря

Крещенское водосвятие

Сочельник – знакомое с детства слово, благодаря гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки». Только сегодня мы поговорим о его значении в церковном аспекте. Этот день строгого поста назван так в честь сочива (кутьи) – каши из вареных зерен с медом и орехами, которую  по обычаю делают к вечерней трапезе. Но мало кто из обывателей знает, что сочельников два: Рождественский и Крещенский (Богоявленский), и что именно в сочельники совершается основная и необычная часть праздничных богослужений.

Святыми отцами Церкви еще в первые века христианства был разработан весь годовой круг церковных праздников. Во времена расцвета Византийской империи были написаны тысячи различных духовных песнопений: тропарей, кондаков, канонов, светильнов, седальнов на все двунадесятые и великие праздники, на дни памяти различных святых, на дни Великого поста и Пасхи. Был составлен целый кодекс, содержащий в себе планы и схемы служб на каждый день года и разработаны варианты совершения богослужений в зависимости от дня недели, числа и праздника. Этим сводом церковных канонов, под названием Типикон, до сих пор руководствуется Православная церковь.

Итак, по Типикону положено в сочельник (навечерие Богоявления), совершать особое богослужение – Царские часы. Царские – потому что посвящены они Царю и Богу, а еще и потому, что цари – и Византийские, и Российские, несмотря на свою сверхзанятость, обязательно присутствовали на этом богослужении, а то и сами их читали, почитая за честь. На часах читаются особым образом подобранные псалмы Давида, паремии – отрывки из Ветхозаветных книг, сокровенно повествующие о грядущем Спасителе и о мистическом значении водной стихии. Диакон затем читает зачала из Апостола, а священник – из Евангелия, также все, связанное с Крещением Господним и водоосвящением.

В дореволюционные времена на этом утренняя часть богослужения заканчивалась, все расходились по домам и строго постились до вечера. А вечером совершалась вечерня в сочетании с литургией Василия Великого, в конце ее – освящение воды. И только вкусив освященной агиасмы, можно было поужинать сочивом. Сейчас для удобства прихожан эти две службы объединяют: служатся Царские часы, следом – вечерня, переходящая в литургию, а в завершение – чин водосвятия, после которого уже можно и подкрепиться пищей нашему немощному поколению, ну а кто в силах – волен поститься и до вечера.

Что необычно – во время этой вечерни в Крещенский сочельник читаются тринадцать паремий (на обычных праздничных службах их бывает всего по три). В первой паремии, из книги Бытия, говорится о Сотворении мира и как «бысть твердь посреде воды… и Дух Божий ношашеся над водами». Во второй паремии – о том, как чудесным образом разступились воды Красного (Чермнаго) моря при переходе через него израильского народа, и как сомкнулись обратно, потопив фараона и его воинство. Кстати, существует интересная легенда, что дельфины – это как раз таки и есть те потонувшие египтяне – и умные, и разрез глаз тот же, как у древних фараонов на картинках…

Но вернемся к вечерне: третья паремия – о том, как во время странствования по пустыне народа израильского Господь претворил для них горькую воду источника в Мерре в сладкую и пригодную для питья и извел еще двенадцать источников. Все это имело мистический прообразовательный смысл, ведь вода – символ духовной благодати. Паремии чередуются с пением особых праздничных стихов и тропарей, прославляющих Господа, что Он просветил Своим Крещением людей, сидевших во тьме неведения. Поэтому праздник Крещения еще называется и праздником Просвещения.

Далее идут четветрая паремия – как по дну Иордана прошел Иисус Навин с израильским народом, пятая – как воды Иордана разступились, пропуская по суху и пророков Илию с Елисеем, шестая – о том, как сирийский полководец Нееман, по слову пророка Елисея окунувшись семь раз в воды Иордана, получил исцеление от проказы. Седьмая – пророчества Исаии о будущем духовном возрождении через крещение, восьмая – о всесильной благодати Божией над водами Иордана, по которым прошел патриарх Иаков, девятая – о том, как водах реки Нила был найден в корзине невредимый младенец Моисей, десятая – о чудесной росе, сошедшей на руно Гедеона по его молитве и укрепившей его веру в призвание Божие для спасения своего народа от врагов. 

Одиннадцатая паремия – о чуде, явленном пророку Илии, когда он троекратно возливал воду на жертвенник Богу, а на жертвенник после этого сошел небесный огонь. В двенадцатой паремии – о чуде пророка Елисея, как он, бросив горсть соли в воду из источника, соделал этот источник здоровым и землю – плодоносной. В тринадцатой – пророчество Исаии о том, что Господь будет вести верующих со всех концов земли «к источникам вод», т. е. пророчески изображается благодатная помощь Бога к людям, проявляющаяся после крещения.

Только одни чтения из Ветхого Завета как раскрывают мистический смысл воды и духовное значение таинства Крещения! Это не говоря об остальных чтениях из Апостола, Евангелия и праздничных песнопениях. Сколько же теряют те, кто не приходит ни на эту службу, ни даже на крещенскую литургию, а бежит лишь к концу водосвятия, а то и вообще после службы лишь за святой водичкой! Конечно, крещенская вода должна быть обязательно в каждом доме: и натощак попить, и квартиру окропить, и больному голову смочить, но ведь главное – вода духовная – благодать Святаго Духа, которая стяжается через молитву, регулярное посещение храмовых богослужений, исповедь и причащение Святых Христовых Таинств. Ведь сама по себе крещенская вода нас от грехов не избавит, да и моржевание в проруби святости не прибавит, если этот купающийся бывает в храме только на Рождество да на Пасху.

Поэтому духовный облик многих современников и остается на уровне гоголевских обитателей Диканьки, а то и того ниже. Далеко нам до царей, что на Царских часах стояли и паремии читали… 

Великое освящение воды на праздник Крещения Господня в Свято-Боголюбском монастыре. 19.01.2019г. Великое освящение воды на праздник Крещения Господня в Свято-Боголюбском монастыре. 19.01.2019г. Великое освящение воды на праздник Крещения Господня в Свято-Боголюбском монастыре. 19.01.2019г. Великое освящение воды на праздник Крещения Господня в Свято-Боголюбском монастыре. 19.01.2019г. Великое освящение воды на праздник Крещения Господня в Свято-Боголюбском монастыре. 19.01.2019г. Великое освящение воды на праздник Крещения Господня в Свято-Боголюбском монастыре. 19.01.2019г.