Вестник монастыря

Доклады участников конференции

В Боголюбском соборе митрополит Тихон благословил проведение конференции, посвященной памяти благоверного великого князя Андрея Боголюбского и произнес вступительную речь: «Всечестная матушка игумения, дорогие отцы, братия и сестры! Сейчас уже стало входить в традицию, когда в дни памяти великих церковных деятелей – наших благочестивых предков мы не только совершаем богослужения, но и проводим научные доклады.

В советское время история была у нас, так сказать, оккупирована. Правительство, конечно, делает очень важные шаги, чтобы церковную историю вернуть во всероссийскую и историческую канву. Например, в Москве на ВДНХ устроен исторический парк «Россия и моя история». Там наглядно видно, как в российскую историю возвращена церковная тема. И каждый для себя открывает очень многое. Смотришь на те великие личности, которые потрудились для нашего народа, для нашей страны, и гордость берет за своих великих предков, за свою Родину.

Какие были у нас правители, начиная со святого князя Владимира, который из языческой сделал Россию Православной. Напрашиваются выводы, что это был не просто выбор веры, как мы читаем в некоторых источниках: приходили разные люди, предлагали свою веру и князь выбирал и взвешивал то или другое. Нет, на самом деле это был особенный выбор нового цивилизованного пути. Князь Владимир смотрел и анализировал, какие плоды будет давать эта вера. Поэтому не только богослужебные книги приносились из Византии и переводились на славянский язык, а на всю русскую культуру, прежде всего, была наложена калька Византийской культуры. Принесено было и пение, и литература, и поэзия, и иконописание, и архитектура, т.е. все художественное творчество. Переводились на славянский язык и учебники по различным наукам.

Главные базовые духовные ценности были заложены после крещения Руси, центром русской цивилизации тогда стал Киев, и для нас было очень важно пойти именно этим Православным путем, потому что тогда мы вошли в семью христианских народов Европы, которая в то время уже была передовой на всей планете. Открываются школы и библиотеки при монастырях и храмах, что было очень важно в то время. Налаживается культура книгочтения, ведется летописание. Мы знаем одного из первых – преподобного Нестора летописца.

И воинство становится уже совершенно другое – меняется психология, появляется православное воинство. Мы знаем святого Илию Муромца, нашего земляка, который проявил себя на юге, сражаясь с кочевниками под Киевом. Но чем отличался православный воин того времени от воина языческого? Вот, допустим, варяжские князья с их дружинами были призваны на Русскую землю. Варяги-язычники были, прежде всего, беспощадные и страшные воины, которые когда завоевывали города – уничтожали всех от мала и до велика, а христианство, конечно, смягчило эту воинскую агрессию. Воинская доблесть стала не убийством ради убийства, ради грабежа, а военные действия стали приобретать больше оборонительное значение, или помощь тем малым народам, которых обижали сильные соседи. То есть по принятии христианства изменились духовные основы страны. Мы знаем, что в водах Днепра первой крестилась именно дружина князя Владимира, его воинство, подавая пример народу.

Мы можем проследить путь христианизации Руси от равноапостольного князя Владимира к святому князю Андрею Боголюбскому, юбилей мученической кончины которого мы сегодня отмечаем. Она состоялась вскоре после того, как он перенес сюда, на Владимирскую землю, и политический, и духовный центр из Киева. Многие вспоминают сейчас его слова, упомянутые в летописи, когда он говорил о деструктивной роли, которую со временем стал играть Киев в русских землях. Почему он отсоединился от Киева? Потому что Киев все время сеет междоусобные брани, и надо от этого города обособляться.

Князь Андрей Боголюбский попытался создать новую Русь, Русь, которая была бы под сугубым покровительством Пресвятой Богородицы. Поэтому он и Ее икону забирает с собой из Киева, и мы можем предположить, что он действовал по откровению Пресвятой Богородицы, Которая именно это место возлюбила, где мы сейчас находимся. Не в городе Владимире остановилась эта икона, а именно здесь, в пустынной сельской местности, почему? Наверное, чтобы показать, что не только город Владимир Она возлюбила, а всю эту Северную русскую землю, где и пожелала остаться.

Саму историю жизни святого князя Андрея вы знаете, нет смысла ее пересказывать. Но что послужило поводом к его убийству? Он заключил договора с мордовскими, угро-финскими племенами, которые здесь проживали, и ввел публичную казнь – порку на площади, кнутами пороли тех, кто нарушал нравственный закон. По одной из версий, его приближенные, «кучковичи», которые были язычниками, возненавидели великого князя Андрея за это и решили убить. Но мы, как христиане, знаем, что далеко не каждый человек может так закончить жизнь. Это всегда был у христиан самый высокий ранг кончины, потому что человек, который удостаивается мученического венца, занимает место у Престола Божия. Самый близкий к Его Престолу тот, кто своей кровью запечатлел верность Христу, верность христианской традиции.

Когда поем тропарь всем святым, там есть такие слова: «Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми церковь Твоя украсившися…», то есть, как драгоценными одеждами украшается церковь Христова кровью мучеников за веру Христову. Мы сегодня не только вспоминаем исторические события, связанные с перенесением столицы из Киева во Владимир, но и молимся святому князю Андрею Боголюбскому, поминая его кончину в вере и благочестии. Просим его, чтобы воздохнул он о нас грешных у Престола Божия, дабы нам исправить свое житие и настроиться на христианский образ жизни, не взирая на то, что происходит в этом мире. В Священном Писании сказано: «Взирайте на кончину наставников ваших и подражайте их вере».

Вот некоторые говорят, почему же так много всяких нестроений в обществе, особенно много нападок на нравственность, на церковь, целенаправленно подрываются основы церковной жизни, а о настоящих преступниках умалчивается. Наступление на церковь идет всевозможными способами, различные нецензурные фильмы, провокационные спектакли, на частных площадках показывают всякие вещи, которые развращают народ и отдаляют от нравственности. Почему это Господь допускает? Да потому, что очень мелкое сито для прохождения в Царствие Небесное! Много соблазнов Господь допускает для того, что бы мы среди этих соблазнов, среди этих поисков человеческого земного счастья избрали Христа, с Его страданиями, со скорбями, с трудностями, с голодом и холодом, чтобы мы поняли, что не еда и питье составляют в душе человека Царство Небесное, а именно радость во Святом Духе.

Мы считаем за счастье, когда человеку радостно, приятно жить. Но истинную радость и счастье земного бытия дает только приходящая в душу человека благодать Божия. Когда разум человека соединяется с разумом Божиим, тогда все устраивается в сердце человека. Поэтому мы и говорим, что земное благополучие не достижимо, если речь идет только о материальном, и достижимо, если говорить о духовном.

Посмотрите – на иконостасе, на иконах нимбы, светящиеся кружочки над головами святых – это как раз говорит о цели нашей христианской жизни, о соединении ума с Божественным разумом, когда человек обретает всю полноту жизни. Те, кто стремится к богоподобию в своей жизни, понимают это и достигают святости. А кто не работает над душой, а стремится делать только что-то земное, как правило приходит в тупик, его путь ведет в пустоту. Поэтому, поминая святого благоверного князя Андрея, будем просить его молитв, что бы Господь открыл нам правильный путь, правильную цель, и правильный смысл жизни.

Когда беседую с молодежью, всегда начинаю с этого – в чем смысл жизни. Те же думают: «Вот сейчас пришел священник, скажет нам – становитесь на колени и молитесь». Но прежде, чем молиться, обращаться к Богу, надо осознать – для чего мы это делаем? Почему наш жизненный путь, который был до сих пор, до познания Христа, неверный? А оказывается, что наши великие предки: и полководцы, и политики, и крестьяне, и рабочие достигали Царствия Небесного. И все, что они созидали с Божией помощью, мы до сих пор считаем ценностью. Даже разрушенные храмы поражают своей красотой и величием. Но если это не посвящено Богу – картина там, или произведение какое-то литературное, это все быстро забывается, это чтение одного дня. А вот то, что действительно классическое, духовное, что созидает душу человека, открывает и утверждает ему путь к Небу, то относится к вечным ценностям. Так я думаю, что на земле еще долго будет приоритет вот этих вечных ценностей над всякой земной шелухой, которую нам в изобилии предлагает нынешнее время. И наш покровитель святой князь Андрей насаждал на Руси эти вечные ценности.

Поэтому желаю всем приятного и полезного проведения этой конференции. Дай Бог, чтобы в сердце каждого из нас еще больше разгорелся этот огонек благодати Божией. Успехов, всего доброго, помощи Божией, с праздником!»

*         *          *

При открытии ежегодных Андреевских чтений приветственное слово от Администрации области сказал Картухин Вячеслав Юрьевич, заместитель председателя Законодательного собрания Владимирской области, директор Владимирского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России:

Уважаемые братья и сестры, уважаемые участники конференции! Позвольте от всей души поздравить вас с замечательными церковными праздниками. Я считаю, что ежегодный церковно-культурный форум Боголюбские Свято-Андреевские чтения - это очень важное событие в нашей жизни и то, что мы конференцию проводим в этом соборе, подчеркивает значимость данного мероприятия.

Очень важно помнить и знать свою историю, важно возвращаться и переосмысливать ее. Допустим, перенос столицы из Киева во Владимир – это не просто какое-то механическое действо, которое произошло много лет назад. Это действительно такое историческое событие, которое сыграло колоссальное значение не только для России, но и для всего мира. Конечно, вместе с переносом столицы здесь по сути сформировался очаг культуры, центр духовности Владимиро-Суздальской Руси. Это опять же сыграло очень большое значение для нашей страны. И, на мой взгляд, те события, которые сегодня происходят на Украине, они, в общем-то, подчеркивают, я думаю, вы согласны, что далеко смотрел князь Андрей, и предвидел что будет происходить. Поэтому его решение было, безусловно, даровано Свыше.

Наша задача - обязательно возвращаться к историческим событиям. Надо проводить большую работу с молодежью, и я благодарен нашему владыке Тихону за то, что он активно включился в эту работу. Когда он приехал в наш регион, то уже в скором времени встречался со студентами во Владимирском филиале президентской академии, посещал Владимирский Государственный университет, но это работа не только владыки, но и каждого из нас, здесь присутствующих. Потому что, к сожалению, на сегодняшний день историю мало кто хорошо знает.

И вот, я думаю, надо, чтобы появился памятник Андрею Боголюбскому. Есть идея, чтобы памятник появился именно здесь, в этом населенном пункте, чтобы он обозревался со всех сторон. Паломники и все, проезжающие Боголюбово, чтобы видели этот памятник и постоянно возвращались к истории тех событий, которые сыграли такое большое значение в истории русского государства.

Сегодня прозвучат важные доклады, представленные учеными по различным отраслям, но объединенный темой князя Андрея. Хочется пожелать такой продуктивной работы, что бы это не только нас проинформировало о каких-то новых моментах, которые мы еще не знаем, но и как-то духовно нас зарядило на новые и благие дела.

От всей души желаю хорошей плодотворной насыщенной работы форума. Всего доброго!

*         *          *

Доклад профессора Дмитриева Виктора Викторовича, (доктор геолого-минералогических наук, федеральный эксперт министерства культуры по сохранению культурного наследия, член корреспондент Российской Академии наук).

Сугубо благодарим Виктора Викторовича за квалифицированную помощь, оказанную монастырю, за проведение противоаварийных противооползневых работ, на монастырской стене XVIII и валах XII вв.

 Дорогие братья и сестры, дорогие коллеги, дорогие прихожане, дорогие друзья!

Сердечно поздравляю вас с великими праздниками. Хотел бы в продолжение того, что сказал Его Высокопреосвященство владыка Тихон напомнить, что из Византии пришли к нам не только песнопения, не только грамота, но и многие архитектурные традиции, в том числе традиции выбирать местоположение храмов, местоположение монастырей, на берегах водоемов, на высоких берегах рек. И масса тому примеров: Саввино-Сторожевский монастырь, Свято-Троицкая Лавра и другие. И вот Боголюбский монастырь находится так же на достаточно высоком берегу реки Клязьмы.  Это, конечно, удобно, потому что река - это всегда была транспортная магистраль, по которой можно осуществлять и летом и зимой общение и переезды. Но в то же время мы получаем одновременно массу проблем, связанных с наличием высокого берега и природными условиями, осложняющими функционирование сооружений на этом берегу.

В частности, здесь, в Боголюбском монастыре, мы столкнулись с проблемами устойчивости берегового склона. Мало того, что сам по себе склон всегда неустойчив, особенно высокий склон, и мы имеем тому множество примеров, когда приходится строить какие-то берегоукрепительные сооружения. Но тут еще присутствует одновременно и благость, и проблема – здесь есть источник. Святой источник даден этому монастырю – это грунтовые воды, которые удалось дренировать, и источник замечательно функционирует. Но источник одновременно создает и проблемы. Потому что, как только мы начинаем регулировать этот источник, у нас возникает либо подмыв, либо суффозия (вынос мелких минеральных частиц), и то, что стоит на берегу, из которого бьет этот источник, подвержено деформации.

Но у меня масса примеров такого типа. Взять источник прп.Саввы Сторожевского, рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, где я тоже работал порядка двадцати лет. Тот же Дивеевский монастырь с его источниками. Таких источников, которые создают проблему,  и, одновременно, для нас великая благость, много. Но не учитывать возможность негативного влияния условий работы, истечения этого источника, нельзя, и поэтому нам приходится предпринимать какие- то меры и контролировать происходящие процессы.

Вот такие защитные меры были предприняты для склона в Свято-Боголюбском монастыре здесь, на берегу реки Клязьмы. Кроме этого, существует множество других проблем, например, конструктивные. Здесь деформации храмов невелики, но они тоже есть. Имеются проблемы, связанные с использованием белого камня или известняка. Как я ни выяснял, мы до сих пор не знаем, откуда точно был взят этот известняк, а ведь если мы хотим что-то отреставрировать, идеальным вариантом является подбор использования того известняка, из которого был построен этот храм, или стена, или другое сооружение.

Мы вместе с Ладыгиным Владимиром Михайловичем (старший научный сотрудник кафедры инженерной и экологической геологии геологического факультета МГУ, кандидат геолого-минералогических наук) и Супруном Валерием Ивановичем (руководитель лаборатории переработки камня НИТУ МИСиС, д.т.н.) написали большую работу по тем известнякам, их месторождениям, которые у нас встречаются на берегах Оки, в основном это Драгомировские известняки. Это, конечно, отработанный известняк, который у нас когда-то использовался. Но замечательно, что каждый белый камень, каждый вид известняка, имеет свое лицо. Если мы сделаем картографический анализ такого камня, то можем выяснить откуда взят тот камень, который использовался в том и ином месте. Так мы поступили, например, для Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он более поздний по сравнению с вашими храмами, совершенно уникальными, но тоже из известняка.

Необходимо представить, какой аналог здесь будет пригоден для реставрационных работ древнего Богородице-Рождественского храма. Очень сложные условия здесь связаны с температурно-влажностным режимом. Сейчас у меня на лицензии ГОСТ 55567-2013 – это порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия.

Большой главой является оценка температурно-влажностного режима храма. И вот сейчас мы с Дороховым Виктором Борисовичем, зав. лабораторией климата музеев и памятников архитектуры ГОСНИИР (Государственный научно-исследовательский институт реставрации), и Шейкиным Евгением Валерьевичем, инженером-реставратором в ЦНРПМ (Центральные Научно-реставрационные Проектные Мастерские Минкультуры РФ), пытаемся найти оптимальный вариант, который позволит нам регулировать температурно-влажностный режим в храме. Достаточно зайти сюда, в Рождественский собор, чтобы понять, насколько важна эта проблема для Боголюбского монастыря. Зеленые стены, это, безусловно, следствие не биопоражения, это следствие капиллярного увлажнения, которое проникает в храм извне и создает благоприятные условия для такого расцвета зелени. Ее уничтожить-то не сложно, имеется масса вариантов, которые разработали немецкие специалисты или профессор Елена Николаевна Покровская, д.т.н. НИУ МГСУ (Национальный Исследовательский Московский Государственный Строительный Университет). Но, безусловно, через год мы получим ту же зелень, если мы не уберем источник увлажнения. Вот с этим нужно разбираться и предпринимать определенные шаги, которые позволят убрать питательную среду, а затем уже справиться с самой биотой.

Очень серьезным моментом в данном монастыре является наличие мощного техногенного слоя. Техногенный слой – это очень интересный объект, я его называю социально-естественный, потому что он не поддается геологической стратификации. У него естественно-социальная стратификация. В Лавре мы исследовали техногенный слой, он помощней немножко, чем здесь, внизу мы встречаем деревянные обломки, повыше – белокаменные тески, еще выше – кирпичная теска, у него стратификация связана с хозяйственной деятельностью. В Боголюбском монастыре техногенный слой имеет сравнительно небольшую мощность. Судя по тому, что мы имеем у Рождественского собора – порядка 2 метров. Но, безусловно, как и везде, он обладает такой дуалистической сущностью: с одной стороны – это хранитель древности, хранитель артефактов, хранитель культурного наследия. Но, с другой стороны – это злостный вредитель, в который обыкновенно погружаются исторические сооружения: храмы, стены. Мы считаем, что скорость его роста составляет от половины метра до 2 метров в 100 лет. Вот в это он укладывается. Здесь же мощность этого слоя существенно меньше, это удивительно, но тому, я думаю, есть причины.

То, что этот земляной слой, безусловно, является вредителем для сооружений Боголюбского монастыря – это вне всякого сомнения. И то, что он является причиной, увлажняющей стены храмы, это играет очень важное значение (это не грунтовые воды, они значительно ниже, это верховодка или какие-то утечки). Бороться с ним достаточно сложно, но, например, в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода, где мощность такого слоя 2,5 метра, нам удалось просто откопать храм – и Благовещенский собор прекрасно выглядит во всю свою высоту, с таким же опорами, с таким же прекрасным древним валиковым цоколем. Это вполне возможно.

Техногенный слой – очень сложный объект, сейчас, например, в Московском Кремле мы занимаемся созданием подземного археологического музея (это будет второй в России). Музей будет непосредственно в Кремле, там, где было 14-е здание, под ним. Это будет 400 м2 стекла, на которое можно будет зайти и посмотреть так называемое «окно в прошлое». Максимальная глубина по времени – это XIII век. Ваш храм старше. Но и это представляет огромный интерес! Будут сделаны вековые срезы, начиная с XIII века, созданы такие полки, которые можно будет посмотреть, стоя прямо на стекле. Будут видны, например, каковы были фундаменты собора Чудова монастыря, и выше их вековые срезы.

Мне бы еще хотелось вас пригласить на Международный научно-практический симпозиум, который мы каждые три года проводим в Троице-Сергиевой Лавре под названием «Природные условия строительства и сохранения храмов православной Руси». По итогам такого симпозиума мы выпускаем сборник трудов. В конце прошлого года мы провели седьмой симпозиум, открывал его митрополит Нижегородский Георгий. Мы сейчас издали тезисы этого симпозиума, я их тоже оставляю здесь в монастыре.

Последнее, что я хотел бы сказать – мы составили ГОСТ по методике мониторинга, он написан для памятников истории и культуры, но все мы, по сути, находимся в памятниках истории и культуры. Этот ГОСТ, я считаю, должен быть использован для каждого значимого монастыря, и тем более для такого значимого, как Боголюбский монастырь. В ГОСТ входит множество направлений, исследований, это и деформационные исследования, температурно-влажностные исследования, гидрогеологические исследования, которые особенно важны были бы для того, чтобы в данном монастыре стоял устойчиво склон, и источник существовал бы длительное время и благополучно.

Вот такой мониторинг, я считаю, должен быть обязательно организован, и в принципе, он не требует больших затрат. Мы ведем порядка 15-ти таких мониторингов, в том числе Троице-Сергиева Лавра, Ростовский Кремль, Киржачский Благовещенский монастырь, Саровский монастырь и другие.

Безусловно, небольшими затратами на этот мониторинг можно профилактировать обстановку и не дожидаться, когда она станет критической. Мы можем видеть ситуацию по объекту, как бы держа руку на пульсе: где-то начались деформации, где-то суффозионный вынос, где-то имеют место протечки. Мы вот хорошо видим сейчас на палатах Андрея Боголюбского плохое состояние кровли: вода падает на фасад и видно, что он неблагополучен. Небольшими затратами можно привести кровлю в порядок, не дожидаясь существенного разрушения.

Сейчас по благословению Святейшего Патриарха Кирилла учрежден институт древлехранителей: при каждой епархии назначен человек, ответственный за состояние сооружений в этой епархии. Так благословил Патриарх. Надо сказать, что у нас больше трехсот епархий, и далеко не в каждой, к сожалению, нашелся специалист, который разбирается в этих вопросах. Поэтому сейчас ежегодно проводятся курсы-слушания. Вот уже 2-й раз мы читали лекции для епархиальных древлехранителей, они проходят на ВДНХ, и специалисты самого разного направления – здесь и архитекторы, и конструкторы, и технологи читают лекции для неспециалистов, или специалистов в каком-то одном направлении. Это редкие вещи, и они, безусловно, полезны. Ведет эти курсы по благословению Святейшего Патриарха Анохина Светлана Александровна. Можно узнать, когда и как будут проводиться слушания. Вот то, чем я хотел с вами поделиться. Большое спасибо. 

*         *          *

Евстифеев Роман Владимирович – доктор политических наук, профессор Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, председатель Регионального отделения Российской ассоциации политической науки.

Доклад по теме: «Владимир – духовная столица России, центр изучения российской государственности. Белокаменное строительство князя Андрея Боголюбского – это строительство имперского города».

Добрый день, уважаемые коллеги! Я скажу о том значении, которое имеет Андрей Боголюбский, его деятельность, его жизнь для мира в целом и для Владимирского региона. Остановлюсь на трех моментах, потому что, на мой взгляд, ценность, и вообще, значение Андрея Боголюбского крайне недооценено в современной науке, как в исторической, так и во всех остальных. И перед нами стоят очень большие задачи, которые, наверное, с помощью этой конференции можно будет как-то решить. Вернувшись на следующий год к этому вопросу, станет понятно, в каком направлении мы продвигаемся.

Первая тема, которая настоятельно требует вмешательства ученых и историков, литературоведов и искусствоведов – это сама личность Андрея Боголюбского. Крайне недооценена, неосмыслена его личная судьба, его личная трагедия, драма, которая привела к тому событию, в результате которого он расстался с жизнью. Его, абсолютно возвышающаяся над всеми остальными личность, его способности и дарования, которые ему были даны – все это требует глубокого не только научного осмысления, но и отображения в искусстве. Я бы ждал, конечно, каких-то литературных произведений об этой драматической судьбе, и, конечно, памятника от наших деятелей искусства. Все в комплексе должно нам дать лучшее понимание того, кем был Андрей Боголюбский, каким он был как человек, лучшее понимание его судьбы, его свершений. Ведь это была целеустремленная, духовно богатая, глубоко образованная личность. Но все это нам требуется еще переосмыслить и понять.

Второе, на что бы я обратил внимание, это совершения, которые были сделаны князем. Прежде всего, то, что именно Андрей Боголюбский первый понял стратегическое значение северо-востока Руси и обозначил совершенно новую форму государствообразования, которую мы до сих пор ощущаем на себе. 800 с лишним лет развития Российского государства на самом деле были очерчены Андреем Боголюбским очень четко, и именно здесь, где мы находимся. Он очень точно понял, какие должны быть эти формы, эти способы организации общества в единое государство. И здесь я бы сказал, что деяния Андрея Боголюбского тоже не очень хорошо описаны и хорошо поняты. Исторической науке хорошо известна роль его младших современников из Европы, как Фридрих Барбаросса, император Священной Римской империи германской нации, или король Англии Иоанн Безземельный, который подписал Великую хартию вольностей, и тем самым тоже создал какую-то свою модель государственности. А вот роль Андрея Боголюбского известна очень слабо, это тоже одно из направлений, которое мы должны с вами вместе развивать, и друг перед другом иметь обязанность, ответственность этих дел.

Третье, на чем я хочу остановиться. В книге по Андрею Боголюбскому известный российский историк Николай Воронин (мы эту книгу издали в 2011 году к юбилею Андрея Боголюбского) одну из глав назвал «Меч духовный». Так вот, третье направление, которое требует изучения – это духовная, культурная основа Андрея Боголюбского, которая позволила ему целеустремленно двигаться к своей цели. Это тоже довольно мало изученная тема, требующая внимание со стороны церкви, религиозных организаций, историков, культурологов, искусствоведов, там очень много неизвестного и мало изученного.

Приведу один пример. Николай Воронин, наш великий историк, написал свою последнюю работу о Владимирской литературной школе, которая сложилась здесь, во Владимире в XII–XIII вв. при начальном руководстве Андрея Боголюбского. Эта работа не была издана, она сегодня есть в нашем архиве, мы с ней знакомились, пытаемся ее издать. Владимирская литературная школа – очень интересное явление, которое пока современной исторической филологией не признано. Но Н. Воронин ее изучал, писал, во главе этой школы он ставил Андрея Боголюбского, который своей образованностью и, может быть, даже литературным талантом, поощрял тех писателей, которые здесь творили, которые находились целиком и полностью в Русской Православной Церкви.

Вот эти три направления я выделил для того, чтобы мы дальше по ним могли двигаться. Я хочу поблагодарить организаторов этой конференции за такое благое дело, если мы будем продвигаться хоть чуть-чуть в этом направлении, то в результате у нас составится общая целостная картина великого государственного деятеля, который создал многое из того, что мы видим вокруг. Спасибо большое.

*         *          *

Фурман Марк Айзиковичзаслуженный врач России, кандидат медицинских наук, эксперт-криминалист Владимирского областного бюро судебно-медицинской экспертизы является одним из исследователей мощей святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского.

Конечно, личность Андрея Боголюбского огромна, и ею занимаются не только те, о которых сейчас шла речь. Безусловно, его останками занимались, поскольку он был убит и счастливо сохранился его скелет, на котором имелись множественные ранения. Через века прошли исследования его останков, это редчайший случай в мировой истории, наверное, аналогов практически в этом плане нет.

Известно, что князь был убит в ночь с 28 на 29 июня 1174 года, т.е. в XII в. Тайна его гибели имела в какой-то мере даже несколько детективный оттенок. В послереволюционное время его останки хранились в музеях Владимира, Москвы, их переносили в разные места, а сейчас они вновь хранятся в главном соборе Владимира.

Тут уже упоминалось имя Н.Н. Воронина, и вот в 1934 г., по его инициативе, останки князя поступили на исследование в Ленинградскую рентгеноантропологическую лабораторию, в которой занимались такие видные ученые как профессор Д.Г. Рохлин (советский рентгенолог-радиолог и анатом, палеопатолог, основатель научной школы в области остеопатологии, палеопатологии и рентгенодиагностики заболеваний костей и суставов, член-корреспондент АМН СССР, д.м.н.) и В.С. Майкова-Строганова. И по тем останкам, которые были известны, известный судебный медик, антрополог Михаил Михайлович Герасимов в 1949 г. создает его скульптурный портрет. После этого останки находились в нашем музее, который в центре города расположен, затем они поступили в Троицкую церковь г. Владимира.

Институт судебной медицины и тогда и сейчас инициировал интересные исследования, не только текущего криминалистического плана, но и предыдущего, исторического характера. И когда такой крупный ученый, как Вера Ивановна Пашкова обмолвилась, что надо исследовать останки Андрея Боголюбского, я после этого обратился с просьбой к Алисе Ивановне Аксеновой. И в 1982 году, в мае, она разрешила мне в Троицкой церкви осмотреть эти останки. Когда я осматривал, конечно же, заметил их отличную сохранность, по сравнению со столетиями, что они пролежали в разных местах.

Еще мною было отмечено, что на костях было множество повреждений. Тогда я их насчитал порядка 10-11. После этого останки по договору с А.И. Аксеновой, должны были быть переданы в Москву, для исследования их видными специалистами, однако этого не произошло. Но есть у нас выдающийся судебный медик Виктор Николаевич Звягин, который сейчас возглавляет лабораторию идентификации личности в центре судебной медицины. Звягин не забывал об этих останках. За плечами Звягина исследования многих выдающихся личностей, в том числе Беринга, и он считается в Дании чуть ли не почетным гражданином, исследовал также останки спутников Амундсена и т.д.

Звягин обратился с письмом, несколько лет этого добивался, о том, чтобы останки князя Андрея были исследованы с помощью Центра судебной медицины. В 1987 г. мощи перенесли в Успенский собор, но они там лежали без надежды, что будут исследованы. Однако настойчивость Звягина привела к тому, что, получив поддержку в Москве, он обратился к Архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию, и, взвесив все обстоятельства, владыка разрешил исследовать.

25 июля 2007 г. совершенно неожиданно Звягин появляется во Владимире. Он звонит начальнику нашего бюро, Александру Сергеевичу, который здесь присутствует, мне, и мы втроем отправляемся в Успенский собор. Останки извлекаются и, в течение 4 дней, Звягин трудится с утра до позднего вечера. Ему предоставляется рентгеновский аппарат, и все остальные необходимые вещи. После этого с результатами своих исследований он уезжает в Москву.

В марте 2008 г. стали известны первые результаты исследований. Вот основные выводы: скелет представлен почти в полном объеме, черты лица правильные, разрез глаз горизонтальный, длинные трубчатые кости средней длины с крупными, очень крупными эпифизами и диафизами. Выявленные черты свидетельствуют о крайней массивности скелета. Вот этим уже исследованием Звягина, были несколько опровергнуты данные Рохлина, по которым скелет был грациальный – т.е. тонкого телосложения.

Далее, мужчина этого типа отличается значительной физической силой. Диагностика расы, расового типа производилась по методике Звягина. Надо сказать, что к тому времени уже насчитывалось около 50 признаков установления расы, т.е. монголоидная, европеоидная и т.д. А во времена Герасимова было всего около 11 признаков. Произведена оценка признаков черепа по расовой принадлежности и видно, что европеоидными являются 12 признаков, монголоидными – всего 1, остальные 27 – неопределенными. Результаты такого анализа свидетельствуют о достоверной принадлежности черепа к европеоиду.

 Таким образом, мнение профессора Герасимова о наличии монголоидных особенностей внешности князя Андрея, основанное на визуальном анализе, является субъективным и подтверждается данными настоящего исследования. Виктор Николаевич даже сказал такую интересную, афористичную фразу, что если бы сейчас Андрей Боголюбский прошелся бы по улицам Владимира, Ярославля и других городов центральной России, то никто бы не обратил внимания на его черты внешности, потому что они ничем не отличаются от такого славянского типа крепкого мужчины.

Возраст князя В.Н.Звягин установил в 60-67 лет, длина тела 172, плюс-минус 2 см, номер головного убора – 59, размер ступни 41-42 (т.е. средняя обувь современного мужчины). При восстановлении лица по черепу была использована компьютерная программа, разработанная в криминалистическом центре МВД России. Были уточнены данные и по поводу ранений, я в свое время насчитал где-то 10-11, а Звягин уже нашел 16, т.е. исследования проводились очень досконально, ученым, настоящим знатоком своего дела.

После того, как были установлены черты внешности Андрея Боголюбского, мы с Александром Сергеевичем и Звягиным в первую очередь побывали у скульптора Игоря Черноглазова, который выиграл первый приз на установление памятника Андрею Боголюбскому. С чем его можно поздравить, потому что это большое достижение. И теперь, конечно, лицо Боголюбского будет соответствовать славянской внешности, потому что это доказано научными данными.

Я говорил об этом не раз и в областной библиотеке, и в доме работника культуры выступал с докладами. Бывший тогда мэром Александр Петрович Рыбаков, очень интересный человек, обернулся тогда ко мне и задал вопрос: «Так что же нам дальше делать?» Я сказал ему: «Александр Петрович, если будет установлен памятник князю Андрею с монголоидной внешностью (который отстаивала тогда зам. директора А.И. Аксеновой, Светлана Евгеньевна Мельникова), то история Вам этого не простит».

Действительно, научные данные в настоящее время свидетельствуют о славянской внешности князя. Виктор Николаевич, к сожалению сегодня не смог побывать здесь. Но я думаю, что не последний раз проводятся эти чтения, и в следующий раз В.Н.Звягин сам сможет приехать и более подробно рассказать про свои замечательные исследования. Спасибо всем за внимание. 

*         *          *

Установка первого в России памятника святому благоверному великому князю Андрею Боголюбскому

Продолжил тему про облик князя заслуженный художник России владимирский скульптор Черноглазов Игорь Алексеевич. Совместно с архитектором Усенко Евгением Михайловичем они представили проект памятника князю Андрею, выполненный в технике компьютерной визуализации на местности. Памятник, изображающий князя верхом на коне, развернут в сторону монастыря и поставлен на специальном постаменте над сохранившимися крепостными валами XII века – остатками укреплений княжеского замка.

«Спасибо большое, Марк Айзикович, за Ваш очень интересный доклад относительно облика князя Андрея Боголюбского. Я хотел бы немного продолжить эту тему, потому что действительно, спор про европеоидность или монголоидность Андрея Боголюбского был постоянным. И то, что сделал профессор Виктор Николаевич Звягин, очень много помогает, в частности художникам, скульпторам – это очень большое подспорье для того, чтобы создать именно образ личности Андрея Боголюбского.

Вы упомянули, Марк Айзикович, об Александре Сергеевиче Рыбакове, он сильно сомневался после этого, появилось как бы два облика Андрея Боголюбского: один монголоидный, выполненный Герасимовым, и другой, выполненный Звягиным. После этого он пригласил еще одного антрополога – Сергея Никитина. Я принимал его в мастерской с огромным благоговением к нему, потому что Владыко Евлогий дал свое благословение на то, что бы сделать еще одну реконструкцию портрета Андрея Боголюбского. Она есть у меня: когда Александр Петрович снял свои полномочия, он передал мне этот портрет – у него была компьютерная версия. Он так же совпадает с портретом, сделанным Звягиным, только Никитин делал его в объемной компьютерной реконструкции.

Это все делалось у меня в мастерской – и снималась форма, и вылепливался портрет Андрея Боголюбского. Я посмотрел, как тщательно работает Фомин, что на черепе не оставалось буквально ни кусочка того пластилина, который он накладывал, а какие-то кусочки ранее были оставлены Герасимовым. Никитин мне показал – Герасимов пользовался пластилином собственного приготовления, он красного цвета, и делал его из глины, живицы и других составляющих. Но что было очень для меня интересным, он показал один момент – еще кто-то делал или пытался делать реконструкцию черепа князя Андрея, потому что на нем были следы от скульптурного пластилина. Это заводской пластилин серого цвета, который используется до сих пор скульпторами.

Я думаю, что по славянскому облику Андрея Боголюбского не остается никаких сомнений. Нам бы хотелось с Сергеем Михайловичем остановиться на памятнике и о том, что говорилось сегодня. Конечно, то детище, которое оставил Андрей Боголюбский нам и в Боголюбове, и во Владимире, это очень значимо, это и есть самый большой памятник, безусловно. Но та скульптура, о которой многие говорят и которой, естественно, заслуживает Андрей Боголюбский, должна стоять и во Владимире, и, в первую очередь, в Боголюбове. Вот это как раз послужит именно той связи, которая должна соединять мирян, людей, молодежь, туристов – всех, кто проезжает и въезжает в г. Владимир, смотрит достопримечательности, изучает историю и пытается понять ее.

Вот эта скульптура, которая будет стоять здесь на валу. Бог даст, нам поможет Министерство Культуры в этом, и тогда это будет большой духовный вклад в дело восстановления исторической справедливости к личности Андрея Боголюбского.

Вопрос из зала: «Что подчеркивает духовную сущность в памятнике Андрея Боголюбского?»

Ответ Черноглазова И.А.: «Как раз его движение, его  жест, направленный в сторону Боголюбского собора. Почему конная статуя? По легенде, что кони встали именно здесь, в Боголюбове, это тоже говорит о том, что памятник должен быть именно конным. И это будет очень важно и для истории, и для подрастающего поколения, что бы они знали, в первую очередь, свою историю. Памятник будет просматриваться с двух векторов – от Владимира и от Нижнего. Возможно одновременно сделать благоустройство и оживить тот сквер, где находится памятник погибшим во время войны, что бы это все работало.

О планировке места памятника расскажет архитектор Усенко Евгений Михайлович.

В таком формате этот эскиз родился, когда изучали места, где, что и как поставить. По нашему с Игорем Алексеевичем мнению, это должна быть парящая фигура князя, которая находится на валу, однозначно конная, потому что он был князь. За прошедшее время мы более трех раз выигрывали всевозможные конкурсы на памятник, но так и не удалось идею воплотить в жизнь. Видимо, Сам Господь указывает, что памятник надо в Боголюбове ставить, а не в городе Владимире.

Сама фигура князя будет устремлена к Боголюбскому монастырю, вектор направления фигуры соединяется и с монастырем, и с церковью Покрова на Нерли. И указующий жест князя будет показывать на его обитель.

Здесь еще принимается во внимание ландшафтный дизайн – что будет облагорожена прилегающая территория, прудик под валом, стоянка для туристов, лавочки, тут и памятник погибшим в ВОВ в комплексе будет обихожен. Конечно, все будет решать финансовая составляющая.

Дополнение из зала (Черемушкин Игорь Юлианович): Можно добавить размышления по поводу славянского внешнего вида Андрея Боголюбского. Дело в том, что в 1947 году исполнялось 800 лет г. Москве, а памятник князю Юрию Долгорукому поставили в 1949, на два года позже. И, возможно, внутри были какие-то разногласия по поводу памятника, то есть для того, чтобы убрать фигуру Андрея Боголюбского в сторону на том этапе, надо было представить что-то доказательное. Может, этот миф, что у князя Андрея лицо монголоидное, был создан специально, т.е., как же мы в Москве его поставим, в этом направлении надо еще поработать в архивах. Вы говорите, что на черепе были найдены остатки скульптурного пластилина, это еще одно доказательство, что кто-то еще занимался этой темой. Мое мнение, что тогда это был политический заказ – святой князь, как святому памятник поставить в те времена? А в наши дни нужно ставить правдивый памятник, привлечь бы общественность, и горожане, чтобы были заинтересованы все-таки. Знаете, открываешь интернет и везде скульптура князя Андрея в одном виде изображена.

Черноглазов А.И.: В этом направлении безусловно надо поработать, но как уже говорили, музейные работники настаивают на своем, что, мол, раз рожден от половчанки, то и все гены человек, значит, взял полностью. Мне рассказывали старшие скульпторы, кого-то уже нет из них: помогали Герасимову изготавливать этот портрет скульптор Александров (уже почил) и еще один, тоже уже почивший. Шел такой разговор, что это действительно, был как бы социальный заказ – показать Андрея Боголюбского в таком виде, что может и не надо сильно останавливаться там на князьях.

Что касается памятника Юрию Долгорукому – он основатель Москвы, тут должен быть образ положительный, бесспорно. Этот памятник делал скульптор Орлов. Вот откуда он брал его образ, думаю, что он является для всех собирательным. Я вот делал памятник Юрию Долгорукому в Юрьеве-Польском, он тоже является его основателем, но там скульптурная композиция – это монументальная фигура в граните. В монументалке скульптору легче найти поле для деятельности: лицо делаешь более обобщенное, основное привязано к фигуре. А когда делается такая доскональная фигура, которая в Москве стоит, то, конечно, там берутся черты лица более тонкие. И вот эти компьютерные разработки будут большой помощью. Благодарю за внимание. Надеемся на плодотворное сотрудничество. Спасибо. 



Выступление митрополита Владимирского и Суздальского Тихона Приветственное слово Картухина Вячеслава Юрьевича Приветственное слово старшего священника монастыря иеромонаха Германа Доклад профессора Дмитриева Виктора Викторовича Выступление доктора политических наук Евстифеева Романа Владимировича Доклад эксперта-криминалиста Фурмана Марка Айзиковича, к.м.н. Скульптор Черноглазов Игорь Алексеевич и архитектор Усенко Евгений Михайлович Выступление секретаря монастыря монахини Евпраксии Настоятельница Свято-Боголюбского женского монастыря – игумения Антония