Вестник монастыря

День Крещения Руси

С 2010 года 28 июля каждый год в России официально стала отмечаться новая памятная дата — День крещения Руси.

Дата празднования выбрана не случайна – 28 июля Православная Церковь поминает киевского князя Владимира Святославовича (около 960–1015) – крестителя Руси, которого историки назвали великим, Церковь — Святым и равноапостольным, а народ — Красное Солнышко.

Самостоятельно править князь Владимир начал с 17-18 лет и пришел к власти после междоусобной войны со своими братьями Ярополком и Олегом. Житие повествует, что молодой Владимир, который в первые годы правления был яростным язычником, предавался чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его изображают.

Он "пас свою землю правдою, мужеством и разумом", как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Но Господь готовил ему иное поприще.

Летописное "Сказание об испытании или выборе вер" повествует, что в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии.
 

Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Константинополе, который называли Царьградом.

Внук княгини Ольги по преданию был впечатлен рассказами посланников, вернувшихся из Константинополя. Однако Владимир не сразу принял христианство.

В 987 году князь Владимир Святославович захватил город Херсонес, в те времена принадлежавший Византийской империи. Угрожая походом на Константинополь, князь потребовал у византийских императоров-соправителей руки царевны Анны, являющейся их сестрой. Когда царевна прибыла с духовенством в Херсонес, Владимир внезапно ослеп, в надежде на исцеление Анна предложила ему креститься. И сделать это немедленно.

Во время крещения Великий князь прозрел, а затем в восторге воскликнул “Теперь я узрел Бога Истинного!”. В святом Крещении Владимира в честь Великого святого нарекли Василием. Тогда же и свершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа князь возвратил Византии Херсонес, возведя в нем храм святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Вернувшись в Киев вместе с Анной, князь Владимир крестил всех своих 12 сыновей. Затем князь начал истово искоренять язычество на Руси и истреблять языческих идолов. С тех пор и до нашего времени народ земли русской чтит своей верой христианство и поклоняется спасителю нашему Иисусу Христу.

*     *     *

Более тысячи лет назад приехал благоверный князь Владимир со свитой и духовенством на место будущего града Владимира. Объезжая эти далекие окраинные земли своего государства, князь обратил внимание на небольшое славянское поселение у крутых берегов Клязьмы. Эта река, высокая круча берегового холма, раскинувшиеся вдаль заклязьменские просторы напомнили ему панораму стольного Киева, и князь повелел заложить здесь крепость. Князь Владимир, поразившись красотой этого места, основал здесь город «на семи холмах» – в подражание Киеву и Иерусалиму. 

И как Киев был назван в честь основавшего его легендарного князя Кия, так и основанный новый город князь Владимир нарек в честь своего имени. Был такой обычай у славянских князей – позднее Ярославом был построен Ярославль, и Юрием Долгоруким – Юрьев-Польской, да и Дмитров обязан своим именем тому же Юрию. Его княгиню роды застали в пути, и младший сын Юрия Долгорукого – будущий князь Всеволод Большое Гнездо родился в простой деревушке, младенца окрестили Димитрием, а на месте его рождения заложили городок-крепость в честь его имени – подмосковный Дмитров. Так что, когда после революции пошла мода именовать города по фамилиям  творцов революции, это было не ново – они просто копировали древнерусских князей. Имя же города Владимира не посмели изменить даже безбожники-большевики, видимо, удовлетворившись тем, что это же имя носил и главный вождь пролетариата.

Как повествуется в церковной истории, крещение владимирцев – тогда еще простых поселян славянского городища, проводил по поручению князя Владимира святитель Феодор, мощи которого сегодня почивают в Суздале в Свято-Казанском храме у торговых рядов. Можно сказать, у нас есть свой сугубый посредник и молитвенник от князя Владимира перед Богом. Только ценим ли мы это и часто ли просим его молитв и ходатайства? А ведь это проще простого – бывая в Суздале в жаркий полдень зайти в центре города под прохладные своды Казанской церкви и приложиться к нетленным мощам святителя, приобщившись к Божественной вечности! Ведь святителю Феодору – сподвижнику князя тоже более тысячи лет.

По преданию, первое общее крещение горожан происходило на месте Князь-Владимирского кладбища: там некогда было языческое капище – Ярилова долина, где волхвовали славянские жрецы. А еще с древнеримских времен так сложилось, что на месте языческих жертвенников воздвигались христианские алтари, чтобы освятить оскверненную идольским нечестием землю и вернуть людям благоволение Божие. Позднее владимирцы увековечили это место и память о своем просветителе построив здесь храм в честь равноапостольного князя Владимира.

Возвращаясь в легендарные былинные времена, следует немного представить ту обстановку, в которой приходилось действовать князю Владимиру. Ведь не зря он, в отличие от своего отца Святослава, делал ставку не на южные, подверженные католическому прозападному влиянию окраины, а на северные рубежи славянских земель, закладывая здесь надежный христианский фундамент своим потомкам. И Владимирский край оправдал его надежды, став непоколебимым оплотом православной веры и сердцевиной Святой Руси - как ее духовности, так и державности.

Можно без конца говорить о тысячелетней истории заложенного князем Владимиром града, о его значимости в общероссийском и общецерковном масштабе, благодаря деятельности великих князей и святых подвижников, простых горожан и окрестных крестьян. Но сегодня речь не об этом. А о печальной данности наших дней – всего за три-четыре поколения, прошедших со времен революции, владимирцы потеряли нравственный потенциал, десять столетий до того бережно накапливаемый предками. Почтить память князя Владимира на крестный ход, который проходил дважды в этом году: вечером 27 июля и утром 28 июля, вышло человек 200-300. И все это при том, что 1 мая на демонстрацию вышло 15 300 владимирцев. Прискорбная арифметика современности...

Одно радует – восстанавливаются порушенные святыни и на месте взорванной Пятницкой церкви строится православный храм в честь святых владимирских князей, где рядом установлен памятник князю Владимиру. До сих пор среди городской общественности не утихают разногласия, зачем второй памятник городу, один ведь уже стоит на коне над обрывом? А этот будет рядом, в самом центре, при главной дороге через город, как живой укор для невоцерковленных горожан: «Вот я, ваш князь, крестивший ваших предков, делавший все возможное, чтобы приобщить вас, потомков, к Православной вере, византийской культуре, даровать возможность молиться и познавать Бога на родном славянском языке, не жалевший для этого никаких средств из княжеской казны, ни сил, ни здоровья, путешествовавший для этого по непроходимым владимирским дебрям, а вы что?».

Отрадно, что есть еще у всех шанс наверстать упущенное и обрести у Владимирских покровителей благоволение. Храмы открыты для всех, и наши владимирские святые молятся за нас, их потомков! 

Памятник св.равноап.вел.князю Владимиру возле Успенского собора